В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» инновациями называются: «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж либо новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [1]. Инновациям характерны три свойства: научно-техническая новизна, возможность реализации на производстве, коммерческая эффективность. Таким образом, инновация – это нововведение или новшество, которое позволяет получить продукцию, обладающую новыми свойствами и востребованную потребителями или повысить эффективность производственных процессов. Инновациями могут быть продукция (товары или услуги) с новыми свойствами, соответствующими потребностям клиентов. В настоящее время инновационными продуктами являются лекарства на основе нанотехнологий, продукты новых биотехнологий, программные средства, реализующие новые технологии обработки информации, и т.д.
Процесс решения любой научно-технической задачи включает в себя цикл «наука – техника – производство». Все составляющие этого цикла взаимосвязаны между собой. В материальном производстве инновационная деятельность имеет экономический аспект и представляет собой создание и внедрение новшеств, а с позиции научно-технического аспекта – инновационная деятельность объединяет научную и производственную области, в результате их взаимодействия удовлетворяются потребности как отдельных потребителей, так и общества в целом. Таким образом, главная цель инновационного процесса – удовлетворение новой общественной потребности, «путем разработки и внедрения технологически новых и усовершенствованных продуктов, новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов» [2].
Инновационная деятельность становится в последние годы всё более актуальной. Это связано с тем, что обновление всех сфер жизни общества неосуществимо без нововведений в производственной сфере и в управлении этим производством, с учетом изменений в окружающей среде. Именно инновации ведут к появлению на рынке новых товаров и услуг и способствуют улучшению их качества.
В настоящее время проблемам продвижения инновационной продукции посвящен ряд работ [3–5]. В статье [3] обосновано, что «в условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг инновационный продукт нуждается в особом маркетинговом подходе к продвижению и сопутствующему управлению в процессе реализации», среди которых можно выделить:
1) ознакомительный маркетинг соответствует «непрерывному» типу нововведений, который применяется при ознакомлении потенциального потребителя с инновационными продуктами (их свойствами, возможностями применения);
2) прикладной маркетинг – это «динамически непрерывный» тип нововведения, направленный на ознакомление потребителя с конкретным инновационным продуктом;
3) сравнительный маркетинг, являющийся развитием прикладного маркетинга, используется, если пользователю необходимо осуществлять отбор среди новых продуктов такого, который отвечает его потребностям (выдвинутым критериям отбора, в том числе и финансовым) и соответствует «дискретному» типу инноваций.
В работе [4] выделяют два метода продвижения инноваций – «вертикальный» и «горизонтальный». В первом методе инновационный процесс сосредоточивается внутри организации с обменом результатов работ между подразделениями в соответствии с установленным регламентом инновационного процесса. Но применимость этого метода весьма ограничена для некрупных компаний. Горизонтальный метод – метод кооперации, при котором одно предприятие становится организатором инновационного процесса, а другие выполняют производственные функции и осуществляют продвижение новой продукции на рынке.
В статье молодых ученых [5] отмечено, что «при любой форме предоставления программных средств поставщик программных продуктов должен иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами». Поэтому необходим маркетинг программных продуктов, который базируется на постоянной коммуникации с потребителями для предоставления информации о новых программных продуктах и сопутствующих им сервисах. При продвижении программного продукта как товара одновременно могут оказываться услуги его сопровождения, консультирование, обучение персонала по работе с программным средством.
Следует отметить, что большинство работ носят обзорный характер, где описываются общие методики к продвижению инновационных продуктов, а реализация систем поддержки продвижения инновационных продуктов раскрыта слабо.
Описание системы информационного обеспечения
Целью работы является разработка методики продвижения инновационного программного обеспечения на примере деятельности компании. Актуальность работы заключается в совершенствовании инновационной деятельности путем разработки системы, реализующей предложенную методику и ее внедрение.
В разработанной системе реализована методика анализа требований клиента и продвижения инновационных продуктов на примере компании «Ардис», которая занимается внедрением и доработкой программных продуктов 1С. Данная методика охватывает два подхода внедрения нового программного продукта:
1) «втягиваемый» подход, используемый для новых клиентов компании и основанный на изучении и анализе их потребностей;
2) «вталкиваемый» подход направлен на постоянных клиентов компании, срок действия договоров которых заканчивается, потребности таких клиентов в компании, как правило, известны или могут быть дополнены при личном общении с ними.
Концептуально методику можно представить схемой (рис. 1), где левая часть схемы соответствует первому подходу, а правая – второму.
Рис. 1. Концептуальная модель системы
Рассмотрим работу системы более подробно. Первоначально были проведены анализ и классификация видов деятельности клиентов, которые используются для формирования критериев при отборе программного обеспечения (ПО). Направления деятельности можно представить как массив:
где nij – наименование i-го направления деятельности, j-го вида данного направления.
Примерами направлений являются: производство, финансы, персонал, сбыт и т.д. Для каждого направления определяются несколько видов, характеризующие определенные функции, которые выполняют в программе или требуются клиенту. Например, для направления производства следует выделить виды:
- планирование работ, составление производственного плана;
- учет и планирование выпуска продукции;
- контроль над выполнением производственных заданий;
- учет ресурсов (материалов, сырья, полуфабрикатов и произведенных товаров);
- контроль расхода ресурсов и сырья;
- анализ затрат на единицу продукции, расчет себестоимости;
- учет брака и т.п.
Направление финансы включает виды:
- комплексное финансовое планирование;
- планирование поступлений и затрат финансовых средств;
- план платежей по банкам и кредиторам;
- планирование средств по различным периодам;
- и т.п.
Для каждого k-го клиента из множества N формируется подмножество Nk∈N, соответствующее его требованиям и являющееся критериями отбора. Если во множестве N нет такого требования, то N дополняется новым требованием nij. Каждое программное средство, как продукт при регистрации в фирме характеризуется информацией, которая заносится в базу данных. Наряду с основными сведениями о программном продукте формируется подмножество NПОm∈N, которое дает расширенную характеристику каждого ПО.
Методика продвижения инновационных продуктов
Система проводит сравнительный анализ инновационного программного обеспечения на основании выделенных критериев, при этом проводятся два варианта анализа:
1. Анализ потребностей новых клиентов, который включает этапы:
1) Получение сведений о новом клиенте компании.
Клиенты компании Pкл, при подаче заявки в компанию передают свои данные:
Pкл = {Ik, Uk, Kk, TОk},
где Ik = {Ik1,… Ikn} – общая контактная информация, включающая полное название фирмы клиента, адрес, телефоны и др.;
Uk – потребности клиента, на основании которых формируется подмножество Nk, характеризующее критерии отбора, используя классификатор направлений деятельности N;
Kk – количество и сроки лицензирования;
TОk – требования к обслуживанию.
Данные сведения оформляются в форме заявки от клиента, сохраняются в БД и отображаются при анализе (рис. 2).
2) Сравнительный анализ требований клиента и функциональных возможностей программных средств компании.
В ходе анализа для каждого программного средства в соответствии с направлением деятельности клиента рассчитываются показатель степень согласованности программного обеспечения c требования клиента:
,
где – мощность i-го ПО, по отношению к требованиям клиента Nk, ,
NПОi – множество функций (свойств, качеств) i-го программного средства,
Nk – множество требований клиентов;
– мощность требований клиентов.
Выбор программных средств будет осуществляться по степени согласованности как , при этом для каждого ПО формируется множество нереализуемых функций , которые рекомендуются к доработке (рис. 3) [6]. В отчете для клиента представляется информация о нескольких наиболее подходящих вариантах с описанием множества S.
3) Представление отчета для клиента с вариантами программных средств и дополнительной информацией.
Печатная форма отчета включает два типа показателей: качественные и ценовые. Под качественными показателями подразумевается оценка степени соответствия выбранного ПО для бизнеса клиента и сведения о требуемых доработках типовых конфигураций Si (перечень функций доработки, цена доработки, сроки доработки) каждого выбранного ПО. Ценовые показатели включают:
Zk – цены (на лицензирование, на техническое обеспечение)
Оk – сведения об обслуживании клиента (цены, длительность обслуживания).
4) Совместно с клиентом осуществляется выбор наилучшего варианта.
2. Анализ клиентов компании в инновационном ПО.
Для клиентов компании Ардис, срок обслуживания которых заканчивается, необходимо провести анализ требований клиента и инновационного программного обеспечения, при этом анализируются функциональные требования клиента Nk, которые уже зафиксированы в БД компании (требования могут быть дополнены клиентом).
Рис. 2. Пример требований клиента
Рис. 3. Пример отчета для клиента по одному ПО
Методика данного анализа включает этапы:
1. Отбор клиентов, срок обслуживания которых заканчивается, и получение для них функциональных требований из БД компании Nk или в ходе специального их опроса N'k.
2. Сравнительный анализ требований клиента и функциональных возможностей инновационных программных средств. Данный анализ включает те же показатели, что и анализ новых клиентов компании.
3. Результатом выполнения будет служить коммерческое предложение по внедрению нового ПО, который включает сравнительную характеристику критериев программного обеспечения, поставляемого компанией Ардис, с критериями, выделенными у клиента.
Выводы
Разработанная система позволяет провести анализ потребностей клиентов и подобрать наиболее подходящее их требованием программное обеспечение, а также способствует продвижению инновационных программных средств. Система проходит верификацию и апробацию и планируется ее внедрение в эксплуатацию в компании Ардис.
Библиографическая ссылка
Елизарова Н.Н., Поликарпов М.А. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ КОМПАНИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 2. – С. 11-15;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=999 (дата обращения: 23.11.2024).