Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИПТОВАЛЮТ. РОССИЙСКАЯ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Мельников А.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В данной статье автор рассматривает основные проблемы обеспечения деятельности криптовалют, в том числе основную – проблему юридического восприятия и государственного регулирования криптовалют в Российской Федерации. Для наиболее полного понимания ситуации автор дает определения основным понятиям, используемым в данном исследовании. С целью выявления недостатков подробно рассматриваются законопроекты «О цифровых финансовых активах», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», входящие в так называемый «криптовалютный пакет». Для сравнения автор приводит примеры регулирования криптовалют в экономике различных стран, таких как Германия, Великобритания, Япония, Канада, Соединенные Штаты Америки и Австралия. Также автор выделяет такие проблемы обеспечения деятельности криптовалют, как сложность восприятия криптовалют в обществе, высокая зависимость от информационного фона, а также невозможность использования криптовалюты в повседневной жизни. В процессе изучения проблем обеспечения деятельности криптовалют автор находит различные решения для данных проблем и тем самым обозначает перспективы развития такого экономического явления, как криптовалюты.
криптовалюта
блокчейн
биткоин
ICO
краудфандинг
1. Проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (дата обращения: 22.10.2018).
2. Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». URL: http://base.garant.ru/57267786/ (дата обращения: 22.10.2018).
3. Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: с.15 п. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/53046.html (дата обращения: 22.10.2018).
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.09.2000 года № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 22-П). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165 (дата обращения: 22.10.2018).
5. Мельников А.В., Патраков Ф.А., Мокеева Н.Н. Криптовалюты: история развития, последние тенденции и новые инвестиционные возможности Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XII Международной конференции (16–18 ноября 2017 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2017. С. 680–686.

Довольно непросто сходу понять и принять сущность криптовалюты, сам факт того, что определенная расшифровка цепочек информации равнозначна n-ной сумме рублей, долларов США или евро, уже представляется удивительным. Ключевой особенностью криптовалют является отсутствие какого-либо внутреннего или внешнего администратора, из чего образуется невозможность прямого или косвенного влияния частных организаций на транзакции участников. Технология основывается на отсутствии доверенного узла. Для принятия решений в условиях неверия любому сообщению в сети (участнику) используется блокчейн.

В настоящее время большинство людей используют доверенного посредника, такого как банк, для совершения транзакции. А блокчейн позволяет потребителям и поставщикам проводить расчеты непосредственно друг с другом напрямую, устраняя необходимость в третьей стороне. Используя криптографию для обеспечения безопасности обмена, блокчейн обеспечивает децентрализованную базу данных или «цифровую регистрацию» транзакций, которые могут видеть все в сети. Эта сеть, по сути, представляет собой цепочку компьютеров, которые должны одобрить обмен, прежде чем он сможет быть проверен и зарегистрирован. В случае с биткоином, блокчейн хранит сведения о каждой транзакции цифровой валюты, а технология не позволяет одному биткоину быть потраченным несколько раз.

Свое имя криптовалюты берут от использования криптографии. Криптография – это изучение методов шифрования информации, в первую очередь с целью отправки сообщения безопасно и конфиденциально, а также для таких задач, как защита данных и аутентификация. Криптовалюты включают многие технологии и теории, разработанные криптографами, для создания цифровой системы обмена денежными средствами, которая устойчива как к цензуре, так и к мошенничеству.

Поддерживаются криптовалюты математикой, а не гарантиями правительства или финансового учреждения. Хотя они, как и все валюты, все еще зависят от их воспринимаемой ценности, их дефицит основан на математике и не может быть скорректирован ни одной группой или человеком. Также они не привязаны к доступности физических товаров.

Криптовалюты разработаны, чтобы быть труднодобываемыми и дефляционными по своей природе. Но, как известно, они нестабильны, поскольку размер их рынка по-прежнему относительно невелик. По мере роста рыночной капитализации криптовалют будет расти и их стабильность.

На сегодняшний день криптовалюты остаются новым, даже наполовину не изученным экономическим феноменом. Вследствие чего данное явление не получает доверия, а как следствие, и дополнительной поддержки со стороны властных структур. Движущей силой криптовалютной индустрии являются разработчики, инвесторы и простые пользователи, которые верят, что криптовалюты изменят жизнь общества так же, как это в свое время сделал интернет. В своей деятельности все они сталкиваются с различными проблемами, некоторые из них рассмотрены автором.

На данный момент самой главной проблемой в сфере криптовалют вообще и ICO в частности автор считает вопрос юридического восприятия данных явлений и последующего законодательного регулирования.

Данная проблема актуальна для всего мира и для России в частности. Пропорционально росту популярности криптовалют среди населения у государственных органов увеличивается потребность контролировать как обращение криптовалют, так и привлечение средств с их помощью для пресечения мошенничества в данной сфере и развития различных криминальных структур.

Так как криптовалюты – само по себе новое явление, а всеобщую популярность обрели всего лишь 2–3 года назад, то и четкой слаженной общемировой системы регулирования данной сферы не существует. Каждое суверенное государство реализует свой собственный подход к вопросам понимания и организации контроля над криптовалютами, основываясь на сложившихся национальных принципах в сферах законотворчества, экономики, налогообложения и др.

За последние 2–3 года криптовалюты переросли роль простого, несмотря на всю свою техническую сложность, средства обращения и стали полноценным инструментом инвестирования, образовав при этом совершенно новый бурно развивающийся рынок с неизвестным потенциалом. Если 5 лет назад самыми активными пользователями криптовалют были различные криминальные элементы, занимающиеся незаконным трафиком наркотиков, оружия и людей, то сейчас рынок ждет очередного скачка в развитии в виде прихода крупнейших институциональных инвесторов и международных корпораций в роли заемщиков.

Для определения понятия Initioal coin offering, или сокращенно ICO, проще всего провести параллель с первичным размещением акций компании на бирже (IPO). В обоих случаях инвестор получает возможность получать прибыль и принимать участие в управлении организацией в соразмерно вложенным средствам. Однако если для выхода IPO организации необходимо соблюсти ряд достаточно жестких финансовых и юридических требований, а инвестору для участия нужен доступ к бирже, то ICO упрощает процесс привлечения (вложения) средств для обеих сторон за счет тех возможностей, которые предоставляют криптовалюты.

Цель исследования: провести анализ рынка криптовалют, в том числе: спекулятивную торговлю криптовалютами и долгосрочные вложения посредством участия в ICO, выявить проблемы и предложить пути совершенствования в области обеспечения деятельности криптовалют.

Материалы и методы исследования

Материал исследования составили нормативно-правовые акты различных зарубежных государств, проекты федеральных законов Российской Федерации, научные статьи и специализированные электронные ресурсы.

Результаты исследования и их обсуждение

Российская Федерация достаточно долго занимала выжидательную позицию относительно данного явления. До недавнего времени не существовало какого-либо нормативно-правового акта, который бы регулировал криптовалюты и все, что с ними связано. Так в конце января 2018 г. был опубликован проект федерального закона «О цифровых финансовых активах», работа над которым велась ещё с сентября 2017 г., а в марте текущего года проект закона уже был внесен в Госдуму РФ. И, наконец, 22 мая 2018 г. в первом чтении был принят пакет из трех законопроектов, определяющих цифровые финансовые активы и связанные с ними технологии.

«Криптовалютный пакет» включает в себя проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» [1], проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [2] и проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» [3].

Посредством данного пакета документов планируется закрепить в российском правовом поле основные понятия, связанные с криптовалютами, а также вводятся определенные ограничения в сфере обращения криптовалют и привлечения инвестиций с их помощью.

Регулятивные меры, упомянутые в законопроектах, выглядят скорее ограничительными, чем стимулирующими, так что ожидать развития криптовалют в России в таких же темпах, как и во всем мире, не приходится.

В законопроекте указано, что эмитент может выпускать токены и продавать их пользователям. При этом оговаривается, что выпускать токены одного вида может лишь один эмитент.

Устанавливается последовательность действий, необходимых для осуществления процедуры выпуска токенов. Так, процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов: опубликование эмитентом токенов в интернете инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения выпускаемых им токенов (публичная оферта о выпуске токенов), а также иных определенных эмитентом документов, необходимых для выпуска токенов; заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Интересно, что неквалифицированные криптоинвесторы (на данный момент все пользователи криптовалют) смогут приобретать токены на сумму, установленную Банком России. Стоит отметить, что в предыдущей редакции законопроекта максимальная сумма, на которую можно было купить токены от одного эмитента, составляла 50 тыс. руб. В новой редакции максимальная сумма не указана вовсе, поскольку Центробанк еще не определился с предполагаемым максимумом.

Все владельцы криптовалют и токенов могут обменивать их на рубли или валюту исключительно «через оператора обмена цифровых финансовых активов». По большому счету, это значит, что теоретически должны появиться площадки, прошедшие со стороны регуляторов всевозможные проверки, и только на них пользователь сможет совершить обмен. Правда, таких площадок пока нет.

При этом любые операции по обмену пользователь может совершать только после того, как откроет цифровой кошелек у оператора. Для этого он должен пройти процедуру идентификации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Профессиональное экспертное сообщество, выступая с конструктивной критикой «криптовалютного пакета», надеется, что их замечания будут услышаны, а предложения по усовершенствованию законодательства использованы для работы над поправками в законопроектах перед вторым чтением.

Отдельно стоит разобрать налогообложение криптовалют. Министерство финансов РФ отмечает, что правовой статус криптовалют законом не определен, а особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении операций с ними не установлен. Однако Налоговый кодекс России требует толковать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах, но доходом признает экономическую выгоду.

Исходя из этого Министерство финансов «полагает возможным» (до появления законодательного регулирования) при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций с криптовалютами, исходить из нормы абзаца 1 подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ: «Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества» [4]. Также федеральная налоговая служба отмечает, что физические лица должны самостоятельно исчислять налог от операций с криптовалютами и представлять декларацию в налоговый орган.

Для понимания того, как криптовалюты регулируются в странах с развитой и прогрессивной экономикой, автор предлагает рассмотреть следующие примеры.

В Америке биткоин относится к ценному имуществу, как предметы искусства или золото. В 2014 г. было разработано руководство по налогообложению транзакций и операций с криптовалютами и биткоинами. Те, кто приобретают криптовалюту в качестве инвестиции, продавая его, получают прибыль от прироста капитала, а не от курсовой разницы.

С 2016 г. биткоин считается официальным платежным средством в Японии. А с 2017 г. продажа цифровой валюты освобождена от налога на потребление. Прибыль, полученная от транзакций и операций с биткоинами, приравнивается к прибыли от ведения бизнеса, поэтому облагается налогом только на прирост капитала.

Канада. В этой стране криптовалюты рассматриваются как ценное имущество. Налогообложение зависит от цели использования виртуальной валюты: для покупки, продажи или как инвестиция.

Германия. Биткоинам присвоен статус частных денег. Использование криптовалюты считается законным. Сумма налога отличается для пользователей, майнеров, бирж и предприятий.

Великобритания. Криптовалюты рассматриваются как иностранная валюта, поэтому налогообложение осуществляется по аналогии с инвалютой. На данный момент правительство Соединенного Королевства разрабатывает нормы регулирования деятельности бирж виртуальной валюты.

Австралия. Транзакции с криптовалютами определяются как бартерные отношения. Компании, которые работают с виртуальными деньгами, должны вести обязательный учет всех транзакций по содержанию и датам. Токены, полученные как платеж, приравниваются к обычному доходу и оцениваются в австралийских долларах.

Подводя итог данного блока, можно сказать, что деятельность по организации правового поля криптовалют в России сдвинулась с мертвой точки и это хорошо. Однако смысловое наполнение данной деятельности пока сильно отстает от мировых лидеров в вопросе регулирования криптовалют и ICO.

Все остальные проблемы в сфере криптовалют, так же как и основная, связанная с вопросами регулирования, являются следствием новизны самого явления. Однако их можно объединить в одну группу и условно назвать менее масштабными. Каждая из нижеперечисленных проблем по-своему влияет на развитие критоэкономики и является в равной степени важной несмотря на собственную локальность.

Первой на ум приходит сложность восприятия криптовалют в обществе. Вокруг неосведомленных пользователей выросла стена непонимания криптовалютного рынка. Степень сложности освоения и восприятия наравне с высшей математикой. Важно уметь просчитывать вероятность риска, поскольку весь мир криптовалют представляет собой комплект проблем и нестыковок.

Долгий процесс транзакций в уже доступных монетах, комиссия при вводе и выводе, сложности со сбережением облачного кошелька и централизованной биржи – все это важные нюансы. Подробное понимание всех процессов, связанных с криптовалютами, постепенно приходит даже к профессионалам финансовой индустрии.

Волатильность криптовалют. Стремительный рост как количества самих криптовалют, так и количества средств, вовлеченных в оборот, зависимость стоимости монет от мнения общественности, а также другие факторы обуславливают высокую волатильность курсов криптовалют по отношению друг к другу и к фиатным валютам.

Для обмена криптовалют на фиатные деньги и наоборот можно использовать специализированные обменники. На данный момент существует значительное количество обменников с различной степенью надежности, скорости обмена и курсами. Они просты по своему функционалу и назначению. Наибольший интерес вызывают криптовалютные биржи, на которых участники занимаются спекулятивной торговлей криптовалютами.

Высокая зависимость от информационного фона лишает криптовалюты какой-либо стабильности. Для пользователей, которые рассматривают их в качестве инвестиционного актива – это не представляет никаких проблем, а трейдеры – даже рады данному обстоятельству, которое позволяет им зарабатывать на постоянно меняющихся курсах. Однако те люди, которые хотели бы использовать криптовалюты как средство платежа, вынуждены отказаться от данной затеи, потому что подобная волатильность не позволяет устанавливать какие-либо цены в криптовалютах и что-либо рассчитывать и планировать даже в кратко- и среднесрочной перспективе [5].

Следующая проблема, частично вытекающая из предыдущей – это невозможность использования криптовалюты в повседневной жизни. Отсутствие криптовалютного эквайринга в офлайн точках продаж товаров и услуг, законодательные ограничения, не позволяющие юридическим лицам принимать оплату в криптовалютах, новизна явления критптовалют как такового, а также различные другие факторы не позволяют криптовалютам полноценно интегрироваться в экономику на данном этапе развития.

Один из главных нюансов – спекулятивный метод регулирует его рост, а новинки, направленные на продвижение рынка, скопились на задачах и необходимости такового. Такую валюту просто невозможно реализовать. Нет возможности продвижения рынка, который мог бы подкрепиться фактом реального сектора, обеспечивающего это самое продвижение. Отсутствует стабильная валюта. Механика работы усложняется за счет непонимания самого ранка.

Заключение

Для решения вышеперечисленных проблем нет необходимости решать какие-либо сверхзадачи. С течением времени и большей интеграцией криптовалют в процессы, происходящие в обществе, данные проблемы «самоустранятся» эволюционным путем.

Криптовалюты – совершенно новый и полностью не изученный феномен в экономике. Их текущее и тем более будущее влияние на все экономические и финансовые процессы в обществе невозможно оценить в должной мере.

На данный момент криптовалюты уже переросли роль нового средства обращения и активно осваивают роль инновационного средства инвестирования.


Библиографическая ссылка

Мельников А.В. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИПТОВАЛЮТ. РОССИЙСКАЯ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 11-15;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=984 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074