Проблема коррупции в разных сферах деятельности органов государственного управления и власти приобрела на сегодняшний день глобальный характер. Коррупция является сложнейшей социально-экономической проблемой любой страны.
Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» относит коррупцию к прямой угрозе национальной безопасности страны и наводит на объединение усилий государством и обществом в борьбе с этим отрицательным явлением [1].
Антикоррупционная стратегия в системе противодействия коррупции главным звеном устанавливает выявление и сокращение антикоррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению. Основная роль отведена комплексным мерам предупредительного характера, способные коренным образом уменьшить уровень коррупции с помощью устранения предпосылок для возникновения коррупции, а не борьбу с ее последствиями [4].
Казахстан с первых дней своей государственной независимости целенаправленно и постепенно следует курсу на формирование действенных, отвечающих мировым стандартам, механизмов противодействия коррупции.
Главные меры направлены на осуществление антикоррупционной политики посредством предупреждения коррупции, обнаружение коррупционных рисков в деятельности государственных органов и должностных лиц, обширное антикоррупционное обучение, воспитание антикоррупционной культуры у населения.
На комплексной основе выполняется оценка коррупционных рисков в работе государственных органов, а также проводится мониторинг осуществления ими рекомендаций по исключению оснований и условий, благоприятствующих осуществлению коррупционных преступлений.
В целях улучшения борьбы с коррупцией в стране образовано Национальное бюро по противодействию коррупции главными задачами которого являются обнаружение, предотвращение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений.
По итогам 2015 года зарегистрировано 1 963 коррупционных преступлений, что является самым высоким показателем за период с 2013 по 2015 годы. К тяжким и особо тяжким отнесено – 752, что является самым низким показателем за три года. В 2013 году зафиксировано наименьшее количество уголовных дел о коррупционных преступлениях и составило – 2 133 (табл. 1) [3].
Таблица 1
Данные о коррупционных преступлениях за период с 2013 по 2015 годы
Год |
Количество зарегистрированных коррупционных преступлений |
Количество тяжких и особо тяжких преступлений |
Количество тяжких и особо тяжких преступлений от общего числа зарегистрированных, % |
Количество уголовных дел о коррупционных преступлениях |
Количество уголовных дел о коррупционных преступлениях, направленных в суд |
2015 |
1 963 |
752 |
38 |
2 359 |
1 247 |
2014 |
1 708 |
759 |
46 |
2 174 |
1 617 |
2013 |
1 847 |
768 |
42 |
2 133 |
1 304 |
В соответствии с информацией Национального бюро по противодействию коррупции агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, за 6 месяцев 2016 года из общего количества коррупционных преступлений в Казахстане 31 % (506) составляют взяточничество, 28 % (462) – злоупотребление должностными полномочиями и 20 % (323) – служебный подлог. По оконченным уголовным делам установлен ущерб на сумму 29,3 млрд. тенге, из которых возмещено 7,5 млрд. тенге или 25,6 %. Наложен арест на имущество на сумму 13,2 млрд. тенге [2].
В 1995 году неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International был проведен масштабный анализ «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perception Index), результатом которого стал ежегодно обновляемый рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе.
На основании показателей исследования можно выявить страны, с высоким и низким уровнем восприятия коррупции по шкале в сто баллов, где 0 – очень высокий уровень коррупции и 100 – очень чистый.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) основывается на данных международных организаций, а также отзывах руководителей компаний и экспертов, полученных в ходе опросов и анкетирования.
В 2010 году в индексе восприятия коррупции Казахстан среди 178 стран занял 105 место и 2,9 балла. С 2012 года Казахстан получает от 26 до 29 баллов из 100. Самый высокий показатель в 29 баллов был достигнут в 2014 году. Самый низкий – 26 баллов был зафиксирован в 2013 году. Согласно данным «Transparency International», в 2015 году Казахстан занял 123 место из 168 по Индексу восприятия коррупции (табл. 2) [1, 6].
Таблица 2
Индекс восприятия коррупции Республики Казахстан на 2010–2015 годы
№ |
Год |
Балл |
Место |
Общее количество стран |
1 |
2010 |
2.9 (из 10) |
105 |
178 |
2 |
2011 |
2.7 |
120 |
183 |
3 |
2012 |
28 (из 100) |
133 |
176 |
4 |
2013 |
26 |
140 |
177 |
5 |
2014 |
29 |
126 |
175 |
6 |
2015 |
28 |
123 |
168 |
Расчет ИВК Казахстана осуществлялся по данным экспертов международных исследований, которые в процессе анкетирования и опросов ответили на вопросы касательно их восприятия степени коррупции в Казахстане в сферах: права, экономики, демократических реформ [5].
По результатам отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности на 2015–2016 годы, Казахстан занял 42 место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга 2014 года. Это лучший результат Казахстана за всю историю участия в рейтинге индекса конкурентоспособности.
При этом самым основательным препятствием для ведения бизнеса в Казахстане является – коррупция. Доля респондентов, которые выделили коррупцию как крупнейшее препятствие, в 2015 году составила – 13,9 %, которая является самой низкой за период с 2010 по 2015 годы. Самый высокий показатель был зафиксирован в 2013 году и составил – 18,9 % (табл. 3) [1, 7].
Таблица 3
Доля респондентов, которые выделили коррупцию самым серьезным препятствием для ведения бизнеса за период с 2010 по 2015 годы, %
№ |
Годы |
Доля респондентов, выделивших коррупцию |
1 |
2010 |
17,3 |
2 |
2011 |
17,3 |
3 |
2012 |
15,7 |
4 |
2013 |
18,9 |
5 |
2014 |
16,7 |
6 |
2015 |
13,9 |
Сложность выработки действенных мер борьбы с коррупцией связана с ее специфичностью для каждого государства и трудностями, которые связаны с ее непостоянными характеристиками.
Имеющееся информационное поле не помогает должным образом сплочению общества в вырабатывании нулевой терпимости к коррупции.
Для улучшения методов противодействия коррупции нужно учитывать, что Антикоррупционной стратегией заложены новые эффективные подходы, основным из которых является профилактика коррупции.
Главными направлениями противодействия коррупции на ближайшие годы являются:
• постепенное и систематическое повышение заработной платы государственного аппарата. Данная мера повысить социальное самочувствие государственных служащих и сопутствует созданию условия для исполнения ими своих должностных обязанностей на честной и справедливой основе;
• осуществление работы по улучшению грамотности населения страны и воспитанию нулевой терпимости к коррупции. Исключение коррупционных рисков и улучшение административных процедур при взаимодействии общества и государственного аппарата;
• повышение правосознания населения страны в осуществлении государственной политики в области борьбы с коррупцией;
• формирование «нулевой» терпимости к любым видам коррупции должно стать всеобъемлющим принципом государственного аппарата, судов, правоохранительных органов, а также квазигосударственного сектора – национальных компаний и холдингов;
• на системной основе будет осуществляться введение антикоррупционного образования населения путем включения в учебные программы антикоррупционного воспитания, создание обширной информационно-пропагандистской работы в средствах массовой информации для организации в обществе антикоррупционного сознания.
С 2016 года Правительством Республики Казахстан будет представляться Президенту Национальный доклад о противодействии коррупции. Документ будет содержать анализ и оценку положения и направления распространения коррупции на национальном и международном уровнях, рекомендаций по составлению, исполнению и модернизации антикоррупционной политики.
В целом выполнение всего комплекса мер, включающий в себя как меры предупредительного характера, так и обнаружение, расследование, раскрытие и пресечение коррупционных преступлений будет содействовать низкому уровню коррупции в стране и совершенствованию соответствующих международных рейтингов, в том числе рейтинга Казахстана в Индексе восприятия коррупции «Transparency International» и рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Библиографическая ссылка
Галым Г. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В КАЗАХСТАНЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 12-15;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=947 (дата обращения: 23.11.2024).