Одной из основных целей деятельности коммерческого предприятия является максимизация прибыли. Рост данного показателя создает финансовую базу, так называемую «подушку безопасности», для его дальнейшего экономического развития. В связи с этим главной задачей является эффективное управление прибылью с целью обеспечения дальнейшего роста компании.
Основным источником дохода фирмы является выручка от реализации продукции. Таким образом, выручкой признается та ее часть, которая остается у предприятия за вычетом издержек на производство и реализацию определенного вида продукции. Поэтому основная и важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить как можно больше прибыли при наименьших издержках.
Правильное понимание экономического содержания термина «прибыль» является основой для практического использования этой категории в современных условиях нестабильного экономического развития страны и региона, в частности. Несмотря на то, что экономическая сущность прибыли раскрыта в многочисленных нормативно-правовых актах и научно-практических работах, данная тема до сих пор носит дискуссионный характер. По мере развития экономической мысли понятие «прибыль» постоянно изменяется и усложняется.
По мнению П.Э. Самуэльсона: «Прибыль – это доход от предпринимательской деятельности». С точки зрения И.А. Бланка: «Прибыль – это доход на вложенный капитал». А в толковом словаре С.И. Ожегова представлено такое определение: «Прибылью признается доход, уменьшенный на величину расходов».
Таким образом, видно, что в экономической литературе нет единого понимания категории «прибыль», но исследования подтверждают, что практически все авторы сходятся во мнении о том, что прибыль – это определенный доход. Соответственно, все рассмотренные выше определения не противоречат, а лишь дополняют друг друга.
Таблица 1
Динамика прибыли АО «Калугапутьмаш» за 2014-2015 гг.
Показатель |
2014 г., тыс.руб. |
2015 г., тыс.руб. |
Отклонение |
|
тыс.руб. |
в % |
|||
Валовая прибыль |
450 722 |
621 663 |
170 941 |
138 |
Прибыль от продаж |
369 372 |
411 667 |
42 295 |
111 |
Проценты к уплате |
135 413 |
233 051 |
97 638 |
172 |
Прибыль до налогообложения |
278 232 |
197 030 |
- 81 202 |
71 |
Чистая прибыль |
219 861 |
160 024 |
- 59 837 |
73 |
Обобщив все представленные определения, можно дать следующую трактовку: прибыль – это обобщающий показатель финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, определяемый путем вычитания из суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности, суммы расходов, произведенных в связи с ее осуществлением.
Среди факторов, влияющих на изменение прибыли можно выделить такие как: объем реализуемой продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия. Для того чтобы проанализировать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли АО «Калугапутьмаш» необходимо рассмотреть динамику прибыли данного предприятия за 2014-2015 гг. (таблица 1) [1].
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы. Предприятие в 2015 году добилось лучших результатов по сравнению с 2014 годом. Об этом свидетельствует увеличение валовой прибыли на 170941 тыс.руб. или на 38%. Однако, такие показатели как прибыль до налогообложения и чистая прибыль снизились соответственно на 81202 тыс.руб. (на 29%) и на 59837 тыс.руб. (на 27%). Прибыль от основной деятельности увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 42295 тыс.руб. или на 11%.
Фактически полученная в отчетном году прибыль может отличаться от прибыли, полученной в прошлом отчетном периоде, и от плановой прибыли в результате воздействия внешних и внутренних факторов. Для того чтобы определить влияние отдельных факторов на величину прибыли, необходимо провести факторный анализ, который позволит выявить резервы роста прибыли предприятия АО «Калугапутьмаш».
Данные о влиянии факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2015 году по сравнению с 2014 годом обобщены в таблице 2 [3].
Таблица 2
Обобщение результатов факторного анализа прибыли АО «Калугапутьмаш» за 2014-2015 гг.
Факторы изменения прибыли |
Сумма прироста (уменьшения) прибыли |
Изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг |
-14 775 |
Изменение структуры и ассортимента |
-12 460 |
Изменение себестоимости |
-6 728 |
Изменение коммерческих расходов |
-128 646 |
Изменение оптовых цен и тарифов |
+204 904 |
Итого |
+42 295 |
Таким образом, можно заметить, что значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж, негативные сдвиги в ассортименте продукции, а также увеличение коммерческих расходов. Однако, отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано за счет повышения реализационных цен. Следовательно, резервами роста прибыли данного предприятия являются:
– рост объема продаж;
– увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации;
– снижение себестоимости товаров, работ и услуг;
– снижение коммерческих расходов.
Библиографическая ссылка
Устымчук С.С., Тютин Д.В. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ АО «КАЛУГАПУТЬМАШ» // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 19-20;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=925 (дата обращения: 21.11.2024).