Под деловым туризмом понимают сферу туристской индустрии, которая обеспечивает процессы организации и управления служебными командировками сотрудников предприятий, учреждений организаций.
Сфера делового туризма рассматривается как принадлежащая к самым высокодоходным и перспективным видам туризма, которые характеризует стабильный рост и устойчивость к экономическим, социальным, климатическим, политическим и другим воздействиям [5 , с.12].
Однако деловой туризм можно считать недостаточно известным среди собственников и менеджеров туристических компаний, занимающихся традиционным массовым туризмом.
Однако, сфера делового туризма может иметь достаточно высокий уровень востребованности у клиентуры, обеспечивать достаточный объем денежных потоков.
Хотя деловой туризм требует особой организации продаж турпродуктов, но он является одним из самых рентабельных видов туризма.
Сфера делового туризма заняла ведущие места в государственных планах и программах экономического развития во многих странах и часто рассматривается как элемент в комплексном социально-экономическом развитии стран и регионов наряду с образованием, промышленностью, сельским хозяйством, здравоохранением и т.д. [6, с.23].
По данным Приморсккрайстата в 2014 году число иностранных граждан, которые въехали в регион с деловой целью, составило 25 тысяч человек. Наибольшие туристические потоки въехавших в Приморский край с деловой целью от общего потока, составляют граждане следующих стран: Китай (68%), Япония (12 %), Южная Корея (8 %), США (2%). Дать точную оценку процентной доли делового и неделового туризма весьма затруднительно, поскольку часто иностранные деловые туристы приезжают в Приморский край по туристической, а не по деловой визе. При этом количество командировок граждан Российской Федерации из других регионов в Приморский край по факту не отслеживается [2].
Количество коллективных средств размещения туристов в Приморье по данным, на конец 2015 года, насчитывало около 480 хозяйствующих субъектов, включая базы отдыха. Гостиничная индустрия Приморья насчитывала около 198 хозяйствующих субъектов, объем номерного фонда около 5,5 тысяч мест [2].
Общая численность занятых в отрасли гостеприимства Приморья составила более 7 тысяч человек. По информации Росстата, Приморье заняло первое место в Дальневосточном федеральном округе по показателю количества предприятий коллективных средств размещения.
Приморский край обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой. Через него проходит Транссибирская железная дорога, имеющая широтные ответвления в направлении государственной границы и морского побережья. По данной причине можно рассматривать регион как опорный пункт для транзитных поездок через территорию Приморского края зарубежных и российских туристов, что делает возможным оказывать им целый комплекс туристических услуг. Столица Приморского края связана прямым авиасообщением с городами таких стран, как: Япония (столица Токио), Республика Корея (как столица Сеул, так и крупнейший город страны Пусан), Китай (как столица Пекин, так и крупнейшие города северного Китая Харбин, Далянь, Гонконг), КНДР (столица страны Пхеньян), Таиланд (столица страны Бангкок) и Вьетнам (как столица страны Ханой, так и Хошимин). В Приморском крае действуют 18 зарубежных консульств [1].
В Приморье официально зарегистрированы 248 туристских предприятий, 121 из них внесено в федеральный единый реестр туроператоров. Так же, на территории региона действуют филиалы, представительства и иные формы обособленных подразделений хозяйствующих субъектов из городов: Москвы, Хабаровска, Новосибирска и Петропавловска-Камчатского [1].
По данным Федерального агентства по туризму, Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе по численности работников турфирм.
Рассматривая Приморский край как регион Российской Федерации, можно отметить наличие у него большого туристического потенциала, в том числе и в сфере делового туризма. Но при этом состояние материально-технической базы, туристической инфраструктуры требуют существенной модернизации. Аналогично, региональная политика в области туризма в Приморском крае нуждается в изменении.
Если в ходе анализа перспективы развития традиционных видов массового туризма в Приморском крае определяющим можно считать факторы наличия выгодного географического положения, богатой истории освоения региона, разнообразных природных и культурных ландшафтов, то развитие делового туризма требует в первую очередь наличия современной туристической инфраструктуры, куда в входят средства размещения и питания. Но можно сказать, что уровень развития туристической инфраструктуры никогда не составлял сильную сторону в туристическом потенциале Приморского края, это должно создавать существенное затруднение для формирования туристического имиджа Приморья.
Так, в Приморском крае ряд районов не оснащен современными комфортабельными средствами размещения туристов, при этом в равной степени как для внутрироссийского, так и въездного (иностранного) туризма. Те средства размещения и питания туристов, что имеются, не могут соответствовать как международному уровню сервиса, так и российским стандартам в целом.
Если рассмотреть область общественного питания, то до сих пор в Приморье недостаточное количество предприятий ресторанного бизнеса, которые были бы способны к обслуживанию зарубежных бизнесменов.
Место расположения лучших ресторанов и кафе – это города Владивосток, Находка, Уссурийск, Лучегорск и Арсеньев. Такие предприятия общественного питания края обладают высоким уровнем сервиса, имеют в наличии меню на иностранных языках, могут приготовить блюда, ориентированные на вкус иностранных гостей, так же в наличие имеются достаточно интересные развлекательные программы с участием артистов и музыкантов [7 ,с.14].
Однако основная часть предприятий ресторанного бизнеса в Приморском крае не могут быть признаны соответствующими стандартам обслуживания иностранных бизнесменов.
В процессе выбора предприятия ресторанного бизнеса зарубежные бизнесмены в первую очередь рассматривают уровень качества предоставляемого обслуживания, качество сервиса, вопрос соотношения качества и цены. Так же, в большинстве предприятий ресторанного бизнеса Приморского края существует неоправданно высокий уровень цен на продукцию собственного приготовления при узком ассортименте кулинарных блюд и низком качестве сервиса.
При этом от продемонстрированного уровня обслуживания, который зарубежные бизнесмены получили при посещении предприятий ресторанного бизнеса, существенно зависит общее впечатление от всей деловой поездки.
В Приморском крае существует достаточно распространенное мнение, что создание регионального турпродукта для разных категорий туристов может являться возможными средствами строительства транспортных, научно-образовательных, культурных, гостиничных инфраструктурных объектов, реализация прочих проектов в Приморье. Но также следует учитывать, что пятизвездочные отели, игорная зона и прочие проекты туристической индустрии имеют целевую аудиторию, а также достаточно узкий сегмент туристического рынка и не смогут сыграть определяющую роль в развитии делового туризма в Приморском крае.
В результате зарубежные бизнесмены продолжает воспринимать Приморский край как местность, которая неблагоприятна для деловой поездки. Зарубежных бизнесменов не удовлетворяет как ситуация с безопасностью и санитарией в Приморском крае, уровень комфорта, цены и уровень качества предоставляемого обслуживания, а так же затянутый порядок прохождения таможенных процедур.
Таким образом, на современном этапе основная проблема как внутреннего, так и иностранного делового туризма в Приморском крае – это неразвитый рынок специализированных туристических услуг. Частично или полностью отсутствует необходимая инфраструктура для обслуживания деловых туристов, которая тормозит работу региональных туристических фирм в данной сфере, а также создает сложности для взаимодействия, как с международными, так и с российскими структурами и создает трудности для организации деловых поездок.
В процессе создания туристической инфраструктуры для делового въездного туризма в Приморском крае в 2012-2015 годы наблюдался определенный прогресс. В городе Владивостоке был открыт целый ряд конгрессных и конвеншн-бюро, выставочных организаций, были построены современные бизнес-центры и бизнес-отели, расширился календарь проведения таких мероприятий, как выставки, семинары, симпозиумы и прочие мероприятия.
Примерно половина приезжих из-за рубежа во Владивостоке пришлось на деловые поездки бизнесменов. Международные контакты, связывающие Приморский край с зарубежными, растут с каждым годом. По этой причине приоритетное направление гостиничной индустрии в Приморском крае - это возведение бизнес-отелей, сочетающих в себе комфорт для постояльцев и удобное месторасположение. При этом производилась модернизация устаревших отелей с учетом потребностей российских и зарубежных бизнесменов.
Несколько в худшем положении находится туристическая инфраструктура за пределами Владивостока. Практически полностью пришла в негодность туристская инфраструктура в отдаленных районах Приморского края, в малых городах развиваются только специфические виды въездного туризма, основанные на «русской экзотике». Уровень тарифов на транспортные услуги в Приморском крае также не составляет конкуренцию другим странам. В области связи и информационных коммуникаций Приморской край находится не в лучшей ситуации: в процессе проведения деловых мероприятий в малых городах Приморского края возможно столкнуться со многими проблемами, основные из них отсутствие компьютерной техники, недоступность интернет-связи и мобильной связи, отсутствие подходящих залов для деловых мероприятий.
Важная проблема в области делового туризма в регионе – это небольшое количество российских предприятий, которые могут осуществлять дорогие частые корпоративные выезды, потому обычно сотрудник проводит разовую деловую поездку для одновременного решения вопросов с разными партнерами.
Деловой туризм в Приморском крае напрямую зависит от развития внутреннего туризма, поэтому региональные власти должны быть заинтересованы в его развитии. Кроме того, в связи с выходом российского бизнеса на высокие рыночные ниши все чаще возникает необходимость деловых, культурных и научных связей.
Поэтому деловой туризм, как одна из ведущих отраслей экономики Приморского края должен быть направлен на расширение сферы деловых контактов, развитие экономического потенциала региона [9 ,с.232].
Как и в любой другой отрасли экономики, инфраструктура туризма представляет собой систему объектов и организаций, экономическое предназначение которых – способствовать производству туристических продуктов и услуг, а также их продвижению от производителей к потребителям. Она обеспечивает доступность туристского ресурса и комфортность его использования. Низкий уровень развития инфраструктуры туризма является основным препятствием на пути становления Приморского края в качестве не только международного, но и регионального туристического центра.
Еще одной проблемой динамичного развития отрасли являются ограниченные инвестиционные возможности малого и среднего бизнеса и органов региональной власти.
Таким образом, Приморский край обладает огромным потенциалом развития как внутреннего, так и въездного делового туризма, однако есть определенные слабые стороны и угрозы, которые необходимо искоренить. Чтобы поднять деловой туризм в Приморье на новый, более высокий уровень, необходимо создать благоприятные экономические условия для совместных действий всех структур, задействованных в туристическом комплексе с целью значительного наращивания сети туристических объектов, существенного развития туристической инфраструктуры, вести планомерную и целенаправленную подготовку квалифицированных специалистов.
Библиографическая ссылка
Нарута Я.С., Луговской А.В. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 29-32;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=840 (дата обращения: 04.12.2024).