Актуальность: интерес к данной теме обусловлен тем, что в нынешнее развитие некоммерческого сектора определяет необходимостью увеличения организационного уровня взаимодействия между всеми участниками рынка.
Цель: разработать пожелания по оптимизации организаций в условиях формирования рыночных отношений при государственной поддержке.
Заниматься хозяйственным делом, хозяйствовать может любая личность, гражданин и даже апатрид-лицо, которые не имеет гражданства. Ведь каждый из нас ведет личное, домашнее хозяйство, не спрашивает разрешения властей и не оформляетюридически свой статус хозяина. Говоря о таком хозяйствовании мы, обычно, имеем в виду простейшие, домашние способы деятельности. Они связаны с личными потребностями человека: собственным жизнеобеспечением, с личной и семейной экономикой.
Понятие «третий сектор», в этом значении, в котором используетсясегодня, не отражает его уточнения. В западной литературе такогоиспользования понятия не закреплено. Некоммерческий сектор во всех цивилизованных демократических странах является основой гражданского общества. Он включает в себя колоссальное количество различных объединений, которые осуществляют свою дело на благо общества. При этом,чаще всего, методы и формы, которые используются зарубежными некоммерческими предприятиями являются более результативными, чем методы, которые используют государственные организации. Именно такое положение определяет то, что во многих странах мира некоммерческие организации реализовывают поддержку по таким важным социальным направлениям: защита населения, экология, местное самоуправление, медицина, образование, социальная реабилитация.
Некоммерческая организация – это организация, которая не имеетизвлеканиедохода в качестве основной цели своегозанятия и которая не распределяет полученный доход между экспонентами.
Некоммерческой организации характерны следующие свойства:
- наличие юридического лица;
- основной целью занятия не является извлечение дохода;
- возможный доход не может быть распределён между экспонентами некоммерческой организации.
В случае, если некоммерческая организация готова выступать в дальнейшем как экспонент гражданско-правовых отношений, то она должна пройти процесс государственной регистрации, чтобы приобрести права юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать и обязывает их нести юридическую ответственность за ограничение прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
В законе «О некоммерческих организациях» закреплены основные правила по значению и развитию некоммерческих организаций. Но, при этом, системное представление о будущем некоммерческого сектора затруднено. Это можно объяснить тем, что в Закон вносятся необходимые корректировки согласно происходящим упрощениям, как в стране, так и в мире, которые обходят первоначальную целостность положений, сформированных в 1996 году (год утверждения Закона «О некоммерческих организациях»). При этом пополняется сам список некоммерческих организаций формы их поддержки. В итоге, при определении цели некоммерческих организаций и сферы их деятельности, отсутствует четкость. Следует отметить, что недостаточно внимания уделено договорам функционирования, развитию и связи с другими участниками некоммерческого сектора организаций, таких как казенные и бюджетные. В неполной мере раскрыты все формы помощи. В результате, добавляемые поправки в законы о поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, установленные на региональном уровне, кажутся информативнее. Введение последних поправок «О некоммерческих организациях» серьезным образом ограничивает свободу организаций и не дает возможностинаравне конкурировать с коммерческими предприятиями, которые использую полученную прибыль по своему усмотрению. Данное положение требует пересмотра и основных функций Общественной палаты.
В первую очередь, государственная поддержка некоммерческих организацийвключает в себя преждевременное правовое обеспечение данныхорганизаций с их стороны при использовании нынешних средств, способов, методов, инструментов. При этом, ране указанные меры должны согласовываться с основными документами страны в области развития определенных сфер деятельности. Не смотря на это сами некоммерческие организации должны быть готовы к участию в процессе развития страны и формированию социального общества. Это требует целесообразной инфраструктуры развития некоммерческих организаций и явности в их работе. Для этого необходимо повысить информированность населения страны о роли некоммерческих организаций на актуальном этапе формирования общества. Хотелось бы отметить, что в целом государство в последнее время совершает политику по постепенному предотвращению от регулирования в различных отраслях. Данная тенденция особенно сильно прослеживается в области социальной сферы. Перенесение государственных функций на некоммерческие организации становится для организаций своего рода – тягостью. Развитие гражданского общества совершается при отсутствии социальной упорядоченности со стороны государства. Существует ограничение для некоммерческих организаций распоряжаться своим доходом в условиях рыночных отношений. Некоммерческие организации не смогут увеличить необходимый потенциал для обширного восприятия всех функций, которые раньше были поручены государству. Тем самым, упорядоченность в социальной сфере приведет к нуждам, а именно расширения функций некоммерческих организаций в части оказания платных услуг. Но при этом, прежнее строение социального обслуживания будет полностью разрушено. В этих условиях необходимоформирование такого органа, который возьмет на себя функции погенерированию организационных, правовых, финансовых и иных мер.
К некоммерческим организациям, которые заняты рыночным производством, относятся те организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. К рыночным некоммерческим организациямотносят: школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Как правило, все они представляют продукцию потребителямпо достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты. Такая деятельность некоммерческих организаций может приносить либо прибыль и доходы, либо убытки [1].
В России положения по устроениюэффективного взаимодействия между органами власти и некоммерческими организациями уравнивают возможности коммерческих и некоммерческих организаций, перемещают часть функций по повышению социального и экономического уровня развития региона, что позволит создать необходимый базис для развития в элементе федерации общественно-государственного партнерства. Хотелось бы отметить, что в правовых положениях предусматриваются меры по оказанию поддержки некоммерческих организаций. При этом, особый внимание делается на том, что такие некоммерческие организации относятся к негосударственным. Уточнение некоммерческих организаций определяется спецификой развития того или иного региона, а также тенденциями, которые проводятся на его территории государственной политики.
Следует отметить, что основная сила по развитию некоммерческих организаций переносится на муниципальный и региональный уровни. У них должна бытьналажена эффективная работа с населением и некоммерческими. Обеспечение разноплановых видов поддержки некоммерческих организаций должно реализоваться на всех уровнях управления. Упорядоченность и комплексность проводимых мероприятий создаст условия для роста социальной эффективности развития территорий.
С точки зрения современных исследователей, конечной цельюдеятельности некоммерческих организаций в России должно стать совершение социально значимых услуг и функций государства. В итоге это будет существенно отличаться от аналогов выводов у других исследователей, в особенности западных. Кроме выше сказанного, исследователи считают, что государство должно поставить цель: сложить ссебя тягость оказания важных социальных услуг, делегируя эту функцию некоммерческим организациям.
Таким образом, контроль, надзор и экспертиза некоммерческих организаций благодаря социальной ответственности государства будут обесценены. Создание масштабных территориальных и отраслевых некоммерческих организаций и передача им функций обеспечения значимых услуг с соответствующим финансированием представляет собой аналогическую систему предоставления социальных услуг с бюджетным финансированием, но с единственным отличием – уходом от ответственности и сложением с себя части социальных функций в пользу некоммерческих организаций. Достаточно сложной, дорогостоящей и долгосрочной задачей является подготовка профессиональных кадров, создание полноценной системы экспертной иинформационно-консультационной поддержки для таких некоммерческих организаций.
В современных условиях «хозяйствования» устройства информационно-консультационной и экспертной поддержки будут содействовать решению задач информирования общества о предназначении, практических результатах деятельности и социальной значимости некоммерческих организаций дляконкретной особи. Кроме этого, структуры, которые оказывают профессиональную помощь участникам рынка некоммерческих организаций, должны стать двигателем формирования новой системы поддержки некоммерческой организации государством и расширения диапазона социальных услуг, оказываемых «третьим сектором». Отметим, что на сегодняшний момент во власти и обществе идет активный процесс уяснения предназначениянекоммерческих организаций на макроэкономическом уровне. В данных условиях крайне необходимо, чтобы российский «третий сектор» предлагал свои услуги как полноценный сектор экономики, который владеет надлежащими практиками, профессиональными сотрудниками и стабильной организационно-финансовой структурой.[3]
В настоящее время в нашей стране государство постепенно реализует политику, которая ориентирована на соединение частного некоммерческого сектора в муниципальную систему социальной защиты. Можно сказать, что передача социальных функций на уровень некоммерческих организаций должно предшествовать рассмотрениесоциальной политики, проводимое государственными органами управления на всех уровнях власти.
Использование как традиционных, так и новых механизмов позволит достичь требуемого социального и экономического уровня результативности всеми участниками сферы услуг. Но следует учитывать, что развитие рыночных отношений внашей стране привело к платности практически всех отраслей и сфер деятельности. Данное положение существенным образом повлияло на снижение уровня конкурентоспособности некоммерческих организаций, которые обслуживают социальную сферу. В результате, эффективность участия общественного сектора сдерживается ещё тем, что для самой социальной сферы не выработаны действенные шаги по обеспечению. Поэтому меры со стороны государства, которые регулируют в направлении оказания поддержки некоммерческим организациям, обязаны согласовываться с тем курсом, который выработало государство в отношении развития социальной сферы.
Некоммерческим организациям важно расширить направления, которые они оказывают консультационной поддержки населению. Но, практический сбыт данного направления осуществляется медленно. Мы считаем, что основная проблема это то, что на некоммерческие организации возлагаются полномочия органов местного самоуправления. В этом случае нарушается как вертикаль власти, так и усложняет процесс распознания места и роли некоммерческих организаций в системе хозяйствования. По нашему мнению, дальнейшее развитие деятельности некоммерческих организаций условий услуг должно ориентироваться на разработку и осуществление совместных проектов с государством. Именно такое направление должно стать толчкомдля налаживания общественно государственного товарищества [2].
Непонимания места некоммерческих организаций в общей системе хозяйствования не дает возможности эффективной реализации ними своих функций. Помимо этого, затруднительной становится выработка эффективных норм на государственном и местном уровнях управления. Основная функция некоммерческих организаций сводится к снабжению диалога между органами местного самоуправления, органами государственной власти и населением. Хотелось бы отметит, что государственно-общественное сообщество, как форма взаимодействия государственных органов власти и некоммерческих организаций, не единственная возможность установления взаимодействий между ними.
Список направлений общей деятельности местных органов власти и некоммерческих организаций свидетельствует о том, что основная проблема – это агитация населения к решению ряда задач. Именно эти функции возлагаются на некоммерческие организации со стороны местных органов власти. Но при всем этом, органы местного самоуправления не заинтересованы в стабилизации затрат некоммерческих организаций. Со стороны можно увидеть, что некоммерческиеорганизации заинтересованы в работе с местными властями, что определяется, необходимостью учреждения взаимодействия на местном уровне. Отсюда следует, что в дальнейшем необходимо увеличить консультационную функцию некоммерческих организаций. Особенно данное положение актуально для социально ориентированных некоммерческих организаций, то есть тех, которые работают в сфере услуг. Кроме этого, деятельность некоммерческих организаций должна ориентироваться на потребителей, а именно на население страны. Это будет содействовать переносу функции контроля от государства к обществу. Тогда для этого необходимо расширить процесс информационного обеспечения деятельности некоммерческих организаций. Употребление современных информационных технологий необходимо для увеличения престижа некоммерческих организаций и роста спроса на их услуги у населения.
Мы пришли к мнению, что основой для новой схемы устойчивого развития и принятия управленческих решений некоммерческих организаций должна стать система оценивания внутренних ресурсов. Именно анализ данных ресурсов, с точки зрения наличия, состояния, привлечения и эффективности использования, даст возможность определить дальнейшую политику их развития, целью которой является достижения планируемых результатов оказания услуг. Одной из очередных управленческих задач для руководства некоммерческих организаций является организация выровненной модели финансирования. Поэтому государственная поддержка и финансирование – это часть индивидуального набора источников доходов, которые эффективны с точки зрения предназначения организации и её стратегии. Такая модель позволит избегнуть ситуации непрерывного поиска финансовых источников и обеспечит устойчивое развитие некоммерческих организаций. В связи с потребностью обеспечения комплексного управленческого подхода и разнообразию источников финансирования некоммерческих организаций, на данный момент можно выделить понятие «социальные финансы» в самостоятельную категорию. Поэтому, в современных условиях поддержка государстванекоммерческих организаций в сфере социальных услуг должна являться элементом формируемой схемы рыночного функционирования организаций «третьего сектора». Участие некоммерческих организаций в решении поставленных задач социально-экономического характера связано неотъемлемо с формированием актуальных управленческих устройств внутри некоммерческих организаций, поддержкой информационно-консультационной и экспертным обеспечением по ключевым параметрам хозяйствования, а также созданием равноправных конкурентных условий при выполнении некоммерческих организаций части государственных социальных услуг. Базисом оказания услуг обязаны стать диверсифицированные модели финансирования некоммерческие организации, современные технологии. По нашему мнению, при этом концовкой взаимодействия государства и некоммерческих организаций должны стать не так социальные услуги, как качественные изменения в благополучии человека и общества.
Основателями некоммерческих организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Юридическими учредителями всех общественных объединений могут выступать только другие общественные сообщества, т.е. органы государственного и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Важно заметить, что коммерческие организации и другие некоммерческие организации не могут быть создателями общественного объединения. Минимальное количество учредителей для общественного объединения – 3 физических и/или юридических лица.
Из данной статьи можно сделать вывод, что в Российской Федерации полностью под контролем вопрос о деятельности, организации и регистрации общественных союзов. Множество организационно правовых форм некоммерческих организаций существует, каждая из которых строго соответствует различным форматам формирования некоммерческих организаций и так же их деятельности. Досконально проработанное законодательство по этому вопросу обязано способствовать деятельности некоммерческих организаций, а они становлению и развитию гражданского общества в нашей стране.
Библиографическая ссылка
Рштуни К.Г., Агафонова М.С. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 177-181;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=806 (дата обращения: 11.12.2024).