Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы нашей страны, по сути, он состоит из федерального и консолидированного бюджетов субъектов Федерации.
Консолидированный бюджет – в том числе: по федеральным налоговым сборам, из которых: налог на добавленную стоимость; на товары (работы, услуги); налог на прибыль организаций; подакцизные товары (то есть спиртосодержащие продукты, имеющие в своём составе более 9%, табачные изделия, автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и другие товары), произведенные на территории Российской Федерации; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами по местным и региональным налоговым сборам; налог со специальным налоговым режимом, а также налог по страховым взносам [1].
Налоговая задолженность представляет собой общую сумму выявленных и подтверждённых недоуплаченных налоговых поступлений, т. е. – это установленные законом налоги, начисленные штрафы и пени, в отношении которых применяются решения для их уменьшения.
Цель исследования – оценить динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет России.
Материал и методы исследования
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение.
Одним из показателей эффективности и результативности налоговой системы является взимание налогов [2].
В настоящее время одним из негативно влияющих факторов развития экономики России является образование долгов по налоговым сборам. Такое образование долгов по налогам, как и упоминалось выше, ограничивает в финансовых ресурсах и является препятствием для реализации различных государственных программ [3].
Рассмотрим динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы [4], представленную в таблице 1.
Согласно данным таблицы, в 2018 г. по сравнению с 2009 г. задолженность увеличилась на 522,6 млрд руб., или в 1,934 раза, таким образом, увеличение составило 93,4%.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. долг по налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличился на 50 млрд руб., в 1,048 раза, т. е. увеличение составило 4,8%. При изменении задолженности на 1% он изменился на 10,317 млрд руб.
Аналитическое выравнивание по прямой – суть этого метода заключается в определении основной тенденции развития ряда с использованием математических функций [5], данный метод представлен в таблице 2.
Таблица 1
Динамика налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Задолженность по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет |
559,1 |
675,4 |
703,4 |
675,3 |
728,1 |
770,3 |
802,7 |
827,5 |
1031,7 |
1081,7 |
- |
116,3 |
114,3 |
116,2 |
169 |
211,2 |
243,6 |
268,4 |
472,6 |
522,6 |
|
- |
116,3 |
28 |
-28,1 |
52,8 |
42,2 |
32,4 |
24,8 |
204,2 |
50 |
|
К роста (б) |
- |
1,208 |
1,258 |
1,207 |
1,302 |
1,377 |
1,435 |
1,480 |
1,845 |
1,934 |
К роста (ц) |
- |
1,208 |
1,041 |
0,960 |
1,078 |
1,057 |
1,042 |
1,030 |
1,246 |
1,048 |
Темп роста (б) |
- |
120,8 |
125,8 |
120,7 |
130,2 |
137,7 |
143,5 |
148,0 |
184,5 |
193,4 |
Темп роста (ц) |
- |
120,8 |
104,1 |
96,0 |
107,8 |
105,7 |
104,2 |
103,0 |
124,6 |
104,8 |
Темп прироста (б) |
- |
20,8 |
25,8 |
20,7 |
30,2 |
37,7 |
43,5 |
48,0 |
84,5 |
93,4 |
Темп прироста (ц) |
- |
20,8 |
4,1 |
-4 |
7,8 |
5,7 |
4,2 |
3,0 |
24,6 |
4,8 |
Абсолютное знач. (1%) |
- |
5,591 |
6,754 |
7,034 |
6,753 |
7,281 |
7,703 |
8,027 |
8,275 |
10,317 |
Таблица 2
Аналитическое выравнивание динамики долгов по налоговым сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.) по прямой
Годы |
Задолженность …. |
t |
t2 |
y · t |
yt |
y – yt |
(y – yt)2 |
2009 |
559,1 |
-5 |
25 |
-2795,5 |
571,545 |
-12,445 |
154,878025 |
2010 |
675,4 |
-4 |
16 |
-2701,6 |
614,34 |
61,06 |
3728,3236 |
2011 |
703,4 |
-3 |
9 |
-2110,2 |
657,135 |
46,265 |
2140,45023 |
2012 |
675,3 |
-2 |
4 |
-1350,6 |
699,93 |
-24,63 |
606,6369 |
2013 |
728,1 |
-1 |
1 |
-728,1 |
742,725 |
-14,625 |
213,890625 |
2014 |
770,3 |
1 |
1 |
770,3 |
828,315 |
-58,015 |
3365,74023 |
2015 |
802,7 |
2 |
4 |
1605,4 |
871,11 |
-68,41 |
4679,9281 |
2016 |
827,5 |
3 |
9 |
2482,5 |
913,905 |
-86,405 |
7465,82403 |
2017 |
1031,7 |
4 |
16 |
4126,8 |
956,7 |
75 |
5625 |
2018 |
1081,7 |
5 |
25 |
5408,5 |
999,495 |
82,205 |
6757,66203 |
Итого |
7855,2 |
0 |
110 |
4707,5 |
7855,2 |
- |
34738,3338 |
Самым простым способом аналитического выравнивания является выравнивание по формуле времени:
yt = a0 + a1 · t
Графиком данной функции является прямая, где a0 и a1 – параметры уравнения прямой.
Для того чтобы рассчитать yt , необходимо построить уравнение прямой, для которого находятся параметры уравнения с помощью системы нормальных уравнений:
1.
2.
Решим систему неравных уравнений, найдём параметры уравнения прямой и заполним колонку yt
Подставим наши значения в уравнения и заполним таблицу:
Мы провели аналитическое выравнивание по прямой и для наглядности представили результат на графике (рисунок).
В результате аналитического выравнивания по прямой наблюдается основная тенденция к увеличению задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы.
Далее рассмотрим прогноз показателей на 2022 год с определением доверительных интервалов прогноза налоговых долгов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Прогнозирование уровней ряда представляет собой процесс продления основной тенденции на будущее и определение перспективных уровней ряда в будущем.
Эмпирические и теоретические значения задолженности по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет РФ 2009-2018 гг.
Прогнозирование рядов динамики обычно осуществляется на основе следующих показателей:
1. На основе среднего абсолютного прироста:
2. На основе среднего темпа роста:
3. На основе среднего темпа прироста:
4. На основе аналитического выравнивания:
На данный момент нас интересует прогнозирование под номером 4, поэтому рассмотрим прогнозирование на основе аналитического выравнивания:
Подставляем в это уравнение значение в 2022 г., и у нас t2022 = 9, т. к. мы начинали с t2009, тогда:
Поскольку прогнозирование имеет вероятностный характер, то значения прогноза имеют некоторую ошибку, поэтому при проведении прогноза в рядах динамики рассчитывают не просто точное значение прогноза, но и определяют интервалы, в которых будут находиться прогнозные значения исследуемого показателя с учётом стандартной ошибки и вероятности.
Следовательно, следующее наше действие заключается в определении интервального прогноза. Доверительные интервалы прогноза определяются по формуле:
yi + t – ta · sy ≤ yi + t ≤ yi + t + ta · sy,
где tα – значение при заданной вероятности и числе степеней свободы;
sy – стандартная ошибка.
tα определяем по таблице t-критерия Стьюдента:
tα = 2.3060
Из расчетов, с вероятностью 0,95, мы можем утверждать, что задолженность в 2022 году будет в пределах от 1018,719 до 1322,613 млрд руб.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень задолженности налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации с каждым годом становится всё масштабней и масштабней, поэтому следует задуматься о том, чтобы использовать новые резервы и повысить результативность регулирования задолженностей, проводить проверки с целью получения информации об уклонении от уплаты налогов и в соответствии с этим производить дальнейшее наказание недобросовестных налогоплательщиков [6].
Библиографическая ссылка
Врабие А.Г., Ястребова В.А., Добродомова Т.Н. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ И СБОРАМ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 2. – С. 50-53;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1081 (дата обращения: 11.12.2024).