Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ И СБОРАМ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Врабие А.Г. 1 Ястребова В.А. 1 Добродомова Т.Н. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Осуществление поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации является важным условием развития экономики страны, безусловно, существует ряд различных причин резкого снижения доходов, например на данный момент – это падение налоговых поступлений, в первую очередь связанных с добычей и реализацией нефти и нефтепродуктов, а также падение поступлений страховых взносов на обязательное страхование. Данный кризис связан с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. В связи с этим растут задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации, а это, как мы понимаем, отрицательно сказывается на экономике России. В настоящей статье налоговая задолженность в консолидированный бюджет Российской Федерации рассматривается как один из деструктивных факторов экономики России, а такие значимые суммы долгов по налогам и сборам остаются актуальной проблемой, которая ограничивает объём финансовых ресурсов. Авторами проведена оценка динамики задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации. Проведено аналитическое выравнивание по прямой, а также выявлен прогноз показателей на 2022 год с определением доверительных интервалов прогноза задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации
консолидированный бюджет; налоговая задолженность; аналитическое выравнивание по прямой; прогноз показателей на 2022 год с определением доверительных интервалов.
1. Попова Г.Л. Анализ налоговых поступлений и задолженности по налогам и сборам // Налоги и финансы. 2016. № 1 (29). С. 69–76.
2. Севастьянов И.А. Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности: проблемы и пути решения // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 82–85.
3. Боташева Ф.Б. Проблемы урегулирования налоговой задолженности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 3. Том 11. С. 1–7.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 25.05.2021).
5. Максимова Т.Г., Попова И.Н. Эконометрика: учебно-методическое пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2018. С. 46–48.
6. Крымова А.О. Регулирование налоговой задолженности и способы принудительного взыскания // Научные известия. 2017. № 6. С. 34–40.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы нашей страны, по сути, он состоит из федерального и консолидированного бюджетов субъектов Федерации.

Консолидированный бюджет – в том числе: по федеральным налоговым сборам, из которых: налог на добавленную стоимость; на товары (работы, услуги); налог на прибыль организаций; подакцизные товары (то есть спиртосодержащие продукты, имеющие в своём составе более 9%, табачные изделия, автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и другие товары), произведенные на территории Российской Федерации; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами по местным и региональным налоговым сборам; налог со специальным налоговым режимом, а также налог по страховым взносам [1].

Налоговая задолженность представляет собой общую сумму выявленных и подтверждённых недоуплаченных налоговых поступлений, т. е. – это установленные законом налоги, начисленные штрафы и пени, в отношении которых применяются решения для их уменьшения.

Цель исследования – оценить динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет России.

Материал и методы исследования

В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение.

Одним из показателей эффективности и результативности налоговой системы является взимание налогов [2].

В настоящее время одним из негативно влияющих факторов развития экономики России является образование долгов по налоговым сборам. Такое образование долгов по налогам, как и упоминалось выше, ограничивает в финансовых ресурсах и является препятствием для реализации различных государственных программ [3].

Рассмотрим динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы [4], представленную в таблице 1.

Согласно данным таблицы, в 2018 г. по сравнению с 2009 г. задолженность увеличилась на 522,6 млрд руб., или в 1,934 раза, таким образом, увеличение составило 93,4%.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. долг по налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличился на 50 млрд руб., в 1,048 раза, т. е. увеличение составило 4,8%. При изменении задолженности на 1% он изменился на 10,317 млрд руб.

Аналитическое выравнивание по прямой – суть этого метода заключается в определении основной тенденции развития ряда с использованием математических функций [5], данный метод представлен в таблице 2.

Таблица 1

Динамика налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.)

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Задолженность по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет

559,1

675,4

703,4

675,3

728,1

770,3

802,7

827,5

1031,7

1081,7

Doc1.pdf

-

116,3

114,3

116,2

169

211,2

243,6

268,4

472,6

522,6

Doc1.pdf

-

116,3

28

-28,1

52,8

42,2

32,4

24,8

204,2

50

К роста (б)

-

1,208

1,258

1,207

1,302

1,377

1,435

1,480

1,845

1,934

К роста (ц)

-

1,208

1,041

0,960

1,078

1,057

1,042

1,030

1,246

1,048

Темп роста (б)

-

120,8

125,8

120,7

130,2

137,7

143,5

148,0

184,5

193,4

Темп роста (ц)

-

120,8

104,1

96,0

107,8

105,7

104,2

103,0

124,6

104,8

Темп прироста (б)

-

20,8

25,8

20,7

30,2

37,7

43,5

48,0

84,5

93,4

Темп прироста (ц)

-

20,8

4,1

-4

7,8

5,7

4,2

3,0

24,6

4,8

Абсолютное знач. (1%)

-

5,591

6,754

7,034

6,753

7,281

7,703

8,027

8,275

10,317

Таблица 2

Аналитическое выравнивание динамики долгов по налоговым сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.) по прямой

Годы

Задолженность ….

t

t2

y · t

yt

y – yt

(y – yt)2

2009

559,1

-5

25

-2795,5

571,545

-12,445

154,878025

2010

675,4

-4

16

-2701,6

614,34

61,06

3728,3236

2011

703,4

-3

9

-2110,2

657,135

46,265

2140,45023

2012

675,3

-2

4

-1350,6

699,93

-24,63

606,6369

2013

728,1

-1

1

-728,1

742,725

-14,625

213,890625

2014

770,3

1

1

770,3

828,315

-58,015

3365,74023

2015

802,7

2

4

1605,4

871,11

-68,41

4679,9281

2016

827,5

3

9

2482,5

913,905

-86,405

7465,82403

2017

1031,7

4

16

4126,8

956,7

75

5625

2018

1081,7

5

25

5408,5

999,495

82,205

6757,66203

Итого

7855,2

0

110

4707,5

7855,2

-

34738,3338

Самым простым способом аналитического выравнивания является выравнивание по формуле времени:

yt = a0 + a1 · t

Графиком данной функции является прямая, где a0 и a1 – параметры уравнения прямой.

Для того чтобы рассчитать yt , необходимо построить уравнение прямой, для которого находятся параметры уравнения с помощью системы нормальных уравнений:

1. Vr01.wmf

2. Vr02.wmf

Решим систему неравных уравнений, найдём параметры уравнения прямой и заполним колонку yt

Vr03.wmf

Vr04.wmf

Vr05.wmf

Vr06.wmf

Подставим наши значения в уравнения и заполним таблицу:

Vr07.wmf

Vr08.wmf

Vr09.wmf

Vr10.wmf

Vr11.wmf

Vr12.wmf

Vr13.wmf

Vr14.wmf

Vr15.wmf

Vr16.wmf

Мы провели аналитическое выравнивание по прямой и для наглядности представили результат на графике (рисунок).

В результате аналитического выравнивания по прямой наблюдается основная тенденция к увеличению задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы.

Далее рассмотрим прогноз показателей на 2022 год с определением доверительных интервалов прогноза налоговых долгов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Прогнозирование уровней ряда представляет собой процесс продления основной тенденции на будущее и определение перспективных уровней ряда в будущем.

vr1.tif

Эмпирические и теоретические значения задолженности по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет РФ 2009-2018 гг.

Прогнозирование рядов динамики обычно осуществляется на основе следующих показателей:

1. На основе среднего абсолютного прироста:

Vr17.wmf

2. На основе среднего темпа роста:

Vr18.wmf

3. На основе среднего темпа прироста:

Vr19.wmf

4. На основе аналитического выравнивания:

Vr20.wmf

На данный момент нас интересует прогнозирование под номером 4, поэтому рассмотрим прогнозирование на основе аналитического выравнивания:

Vr21.wmf

Подставляем в это уравнение значение в 2022 г., и у нас t2022 = 9, т. к. мы начинали с t2009, тогда:

Vr22.wmf

Поскольку прогнозирование имеет вероятностный характер, то значения прогноза имеют некоторую ошибку, поэтому при проведении прогноза в рядах динамики рассчитывают не просто точное значение прогноза, но и определяют интервалы, в которых будут находиться прогнозные значения исследуемого показателя с учётом стандартной ошибки и вероятности.

Следовательно, следующее наше действие заключается в определении интервального прогноза. Доверительные интервалы прогноза определяются по формуле:

yi + t – ta · sy ≤ yi + t ≤ yi + t + ta · sy,

где tα – значение при заданной вероятности и числе степеней свободы;

sy – стандартная ошибка.

Vr24.wmf

Vr25.wmf

tα определяем по таблице t-критерия Стьюдента:

tα = 2.3060

Vr26.wmf

Vr27.wmf

Из расчетов, с вероятностью 0,95, мы можем утверждать, что задолженность в 2022 году будет в пределах от 1018,719 до 1322,613 млрд руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень задолженности налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации с каждым годом становится всё масштабней и масштабней, поэтому следует задуматься о том, чтобы использовать новые резервы и повысить результативность регулирования задолженностей, проводить проверки с целью получения информации об уклонении от уплаты налогов и в соответствии с этим производить дальнейшее наказание недобросовестных налогоплательщиков [6].


Библиографическая ссылка

Врабие А.Г., Ястребова В.А., Добродомова Т.Н. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ И СБОРАМ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 2. – С. 50-53;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1081 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674