На сегодняшний день главной проблемой формирования устойчивого экономического роста и успешного внедрения цифровых технологий являются вызовы цифровизации экономики. Цифровая экономика является системой экономических отношений, которые реализуются на основе использования цифровых информационных компьютерных технологий. Проблемам внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов посвящен ряд публикаций [1–3].
В современных условиях организации, применяющие цифровые технологии, имеют возможность значительно повысить эффективность своего бизнеса и свою конкурентоспособность [4–6].
Цель исследования: теоретическое обоснование необходимости цифровизации экономики, вызовы и пути решения.
Материалы и методы исследования
В многочисленных публикациях концепция формирования цифровой экономики занимает центральное место среди множества научных задач, требующих теоретического и практического обоснования. Тематика цифровизации экономики раскрывается и рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретической основой для исследования направлений и вызовов цифровизации экономики послужили труды М.А. Аверьянова, Н.А. Кулагина, Е.А. Сазоновой и других авторов.
Результаты исследования и их обсуждение
На сегодняшний день экономический спад вызывает потребность в разработке и введении инноваций: мобильных технологий, электронных вычислений, бизнес-аналитики и социальных сетей. Экономический рост и модернизация взаимозависимы. Существующее экономическое положение содействует вложению инвестиций в модернизацию. При этом развивающиеся рынки приумножают спрос на инновации с целью стимулирования роста, а развитые рынки стараются найти пути сокращения расходов и стимулирования инноваций [7–9].
Термин «цифровизация» в настоящее время рассматривается в узком и широком смысле. «В узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, что приведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т.п. Цифровизацию в широком смысле рассматривают как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация соответствует следующим характеристикам:
– охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан;
– сопровождается лишь эффективным использованием полученных результатов;
– ее результаты доступны пользователям преобразованной информации, причем не только специалистам, но и рядовым гражданам;
– пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней» [10, с. 30].
Благодаря цифровизации появилось новое направление в экономике – digital economics, которое «включает математические методы и модели, основанные на цифровом формате представления информации. Например, это геоинформационные технологии, современные технологии предоставления банковских услуг, технологии обеспечения информационной безопасности» и другие [11].
Информация, представленная в цифровом виде, имеет ряд особенностей:
– использование различных форм представления, запоминания и передачи информации, шифрование данных, их передача так, чтобы потом была возможность расшифровки;
– передача данных с применением материальных носителей;
– «копирование и распространение информации без потери ее точности;
– многократное увеличение плотности записи и скорости передачи» [12, с. 136].
Из этого следует, что создается положительная среда для экономического роста и социальных преобразований, так как цифровые технологии повышают потребительский спрос на различного рода продукцию и услуги, следовательно, повышается объем продаж.
Развитие цифровизации в России в последнее время получило ускорение. Значительных результатов достигли такие организации, как «Яндекс», «Лаборатория Касперского». Также определенным трансформациям подвергся рынок труда. За счет поддержки государственной власти получили реализацию инфраструктурные проекты. Вследствие этого повышается доступность цифровых услуг, значительное распространение получили сеть Интернет, мобильная связь, электронные хранилища [13–15].
В настоящий момент цифровые технологии наиболее значимо внедрились в сферу информационно-коммуникационных услуг, сферы транспорта и торговли, оплаты товаров и услуг, в разработку программного обеспечения, ведения цифровых баз данных, консультационные услуги, сферу образования и ряд других [16; 17]. Также без внимания не остался и финансовый сектор экономики – банковский сектор, электронная коммерция, государственные органы власти и ряд других направлений [18–20].
К «основным компонентам цифровой экономики относят: электронная коммерция; электронный банкинг; электронные платежи; интернет-реклама; интернет-контент и другие электронные услуги» [21]. Всемирный банк определил цифровую экономику как новую парадигму ускоренного экономического роста. Однако в то же время самая низкая вовлеченность цифровизации в производственной сфере. По статистическим данным, около «40 % предприятий еще не используют цифровые технологии, и только 2 % предприятий не только используют цифровые технологии, но и в полной мере реализуют их преимущества» [21, с. 74].
В основе цифровой экономики лежат неисчерпаемый информационный потенциал, цифровые торговые площадки, неограниченные масштабы операционной деятельности и клиентоориентированности бизнеса. Эксперты связывают 20–30 % экономического потенциала с цифровизацией экономики [22].
Вызовы цифровизации экономики повышают уровень образования и профессиональной подготовки, служат стимулом для эффективного использования капитала и ресурсов. Цифровая трансформация автоматизирует бизнес-операции, обеспечивая оперативную эффективность, путем снижения трансакционных затрат с воздействием на производительность [23].
Также цифровизация экономики оказывает позитивное влияние на «формирование информационного пространства, основанного на знаниях, открывает новые деловые возможности, оказывая влияние на занятость и предпринимательство, способствует формированию систем нормативно-правовой, информационно-консультационной, технологической и технической помощи и отражению угроз информационной безопасности граждан. Что касается предоставления государственных услуг, то цифровая экономика способствует укреплению системы здравоохранения и образования при одновременном улучшении взаимодействия граждан с правительством» [24, с. 9].
Внедрение цифровых технологий в повседневную деятельность организаций позволяет им осуществить выход на мировой рынок, приобрести более широкую потребительскую аудиторию [25]. Классические крупные предпринимательские структуры, несвоевременно реагирующие на потребности современной цифровизации, могут потерять потребительскую аудиторию, им грозит снижение эффективности бизнеса и потеря конкурентоспособности.
Современные развивающиеся компании стараются внедрять цифровые технологии и инструменты во всевозможные секторы экономики. Так, например, в нефтегазовой сфере это способствует выработке единой модели разработки месторождений, позволяет увеличить результативность процесса бурения, осуществлять мониторинг в удаленном режиме за деятельностью отдаленных месторождений и т.д.
При использовании цифровых технологий в деятельности организаций различных профессиональных сфер целесообразно внедрение специальных концепций сбора, хранения и обработки данных о бизнес-операциях и клиентах, что способствует формированию цифровых клиентских баз и увеличению результативности бизнес-процессов. Внедрение цифровых технологий способствует ужесточению конкурентной борьбы, создает угрозы для классических лидеров рынка, не отреагировавших на инновационные технологии [26].
Руководство организаций должно быть проинформировано о вызовах, с которыми могут столкнуться предприятия в среде глобальной цифровизации. Цифровизация прогрессирует под влиянием технологического процесса и развития инноваций, что подталкивает руководство предусмотреть преобразования в ведении бизнеса и осуществить прогноз временного интервала, требующегося для полного внедрения инноваций.
В существующих условиях вызовами цифровизации являются:
1. Формирование цифровой экономики. Интернет вызвал новый всплеск капитализма, который трансформирует многие аспекты глобального рынка до современных форм бизнеса. Маневренность, интернет-технологии и социальные сети служат источником цифрового движения, возникающего в развитых и развивающихся странах.
2. Преобразование бизнес-процессов. В результате становления цифровой экономики предприятия в сегментах рынка наткнулись на то, что их модели ведения бизнеса стали не соответствовать условиям глобализации и технологий. В ближайшее время многие секторы, включая технологии, коммуникации, средства массовой информации, банковское дело, торговлю и медицину, осуществят ряд преобразований с использованием цифровизации экономики.
3. Усиление конкурентной борьбы. Успешные предприятия в развивающихся странах вкладывают значительные средства в технологии, часто обходя коллег на развитых рынках. Руководители предприятий в странах с развитой экономической структурой столкнутся с конкурентной проблемой: агрессивные технологические компании из развивающихся стран.
4. Клиентоориентированная стратегия. Клиенты развивающегося рынка будут занимать центральное место. Они предоставляют компаниям огромные возможности для адаптации к их потребностям.
5. Быстрый отклик бизнес-процессов подразумевает быстрое реагирование на такие же быстрые изменения в сфере инновационных технологий. Регулярно изменяющийся глобальный рынок, подпитываемый новыми инновациями, ускорил процесс развития большинства видов деятельности от разработки продуктов до потребления клиентами. Бизнес-аналитика и прогнозный анализ в настоящее время потребуются для мгновенного принятия решений и для борьбы с непредвиденными рыночными рисками [27].
6. Реорганизация предприятий. Для эффективного функционирования на глобальном цифровом рынке, в обстановке ужесточения конкуренции грамотное руководство предприятий отстраняется от иерархического принятия решений и присоединяется к органичной сетевой структуре.
Принципы цифровой экономики трансформируют общехозяйственный уклад стран и регионов. Ключевым трансформациям подвергается рынок труда, вследствие этого видоизменяется сфера потребления. Организации, осваивая цифровой потенциал, извлекают конкурентные преимущества, повышается уровень достатка граждан.
Переход на цифровую экономику способствует существенному снижению производственных и трансакционных затрат, укреплению взаимозависимости и целостности хозяйственных потоков, повышению конкурентоспособности бизнеса. Цифровизация российской экономики однозначно станет источником долгосрочного экономического развития. Это доказывается исследованиями компании MCKinsey&Company: по оценкам экспертов, в результате цифровизации экономики в России к 2025 г. ожидается прирост ВВП в размере 19–34 %, тогда как на данный момент процент цифровой экономики в ВВП составляет около 4 % [27].
Несомненным преимуществом современных цифровых платформ является возможность быстрого доступа в сеть Интернет, возможность сбора и анализа информации о потребностях и вкусах пользователей, их потребительских предпочтениях и поведенческих характеристиках. Внедрение цифровых технологий на потребительских рынках способствует уменьшению времени на поиск и приобретение товаров, выбор более широкого ассортимента приобретаемых продуктов и услуг, возможности оплаты товара онлайн, доставки товаров на дом. Экономический рост будет способствовать развитию таких процессов, как автоматизированный анализ данных о производстве и сбыте продукции. Благодаря сети Интернет максимально ускоряется сбыт и адаптация продукции в сфере обращения и потребления. Высококачественная продукция распространяется и продается в онлайн-режиме с высокой скоростью.
Гарантом ускоренного экономического потенциала становится «вирусный» маркетинг компании. В условиях цифровой экономики с помощью Интернета можно найти продукцию, услуги и другую информацию, необходимую потребителю. Помимо этого, пользователи могут внедрять экономическую политику и вносить сведения с целью последующего завоевания рынка. Хозяйственный уклад, опирающийся на цифровую культуру, предусматривает владение информацией, базирующейся на многочисленных данных. Это предрасполагает к возможности подстроиться под требования рынка для сохранения статуса в мировых и национальных отраслях.
Технологическим основанием прорыва является автоматизация производства с введением современных технологий: цифровые платформы и экосистемы, 3D-печать, роботизация. Посредством автоматизированного контроля производственных процессов и логистики наращивается эффективность расходования ресурсов. Грамотное информационное обеспечение менеджмента играет значительную роль и оказывает влияние на оптимизацию бизнес-процессов внутри организации и на конкурентоспособность компании на рынке. Таким образом, цифровизацию можно рассматривать как современный способ адаптации современных организаций к стремительно меняющимся условиям внешней среды, а также способ выживания в глобальной конкуренции.
Выводы
Современные цифровые технологии широко внедряются в деятельность организаций различных профессиональных сфер и способствуют повышению эффективности бизнеса компаний и их конкурентоспособности. Так, например, 3D-печать позволят предприятиям реализовывать продукцию, создание которой в промышленных масштабах невозможно.
Абсолютный прирост эффективности бизнеса организаций достигается посредством внедрения «умных» IT-систем, анализирующих и контролирующих расход энергоресурсов, автоматизированный мониторинг хода бизнес-процессов, создания цифровых баз данных, цифрового маркетинга, внедрения в деятельность компаний современных цифровых технологий различных направлений применения. Компании, используя цифровые технологии, могут мобильно изменять режим функционирования и технологические процессы производства для оптимизации выпуска конечной продукции.
Первостепенным фактором будет сокращение временных интервалов вывода продукции на потребительский рынок. Современные цифровые технологии способствуют сокращению сроков разработки и модернизации имеющейся продукции. Возрастает товарооборот за счет электронной продажи и интернет-рекламы. Повышается послепродажное обслуживание благодаря информации, сбор которой осуществляется с применением датчиков и исследуется в автоматическом режиме.
Одной из важных черт цифровой экономики является принцип инициализации экономического роста различных профессиональных сфер производства и услуг. «Интеллектуальное общество» посредством цифровизации, гарантирующей заметный рост производительности, может стать весомым компонентом модернизации. Это подкрепляется лидирующими позициями России в международных рейтингах по цифровой культуре и грамотности населения.
Таким образом, цифровая экономика – это современный вид экономических отношений, способствующий повышению эффективности бизнеса, усиливающий конкуренцию на мировом рынке, стремительно развивающийся, который с ростом цифровых технологий станет ведущим видом товарно-денежных отношений на мировом уровне. Формирование и совершенствование цифровых технологий осуществляется быстрыми темпами, старые технологии быстро теряют актуальность. Поэтому именно в настоящий момент необходимо включаться во всемирный информационный и технологический поток обновлений и стремиться результативно их использовать.
Библиографическая ссылка
Гусарова О.М., Балуева А.А., Долгалло А.Э. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 10-14;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1037 (дата обращения: 21.11.2024).