Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СУБЪЕКТА

Секачева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
На сегодняшний день успешность функционирования экономики напрямую зависит от развития предпринимательства, в том числе и малого. Именно предпринимательство осуществляет новые комбинации в производственной деятельности, создает новые продукты, продвигает их на новые рынки. Основной особенностью современного предпринимательства является творчество, а результатом его деятельности – новый продукт. Творческий коллектив способен генерировать новые идеи, создавая систему, в которой отдельные субъекты будут усиливать друг друга. В статье проведен анализ роли творческого потенциала предпринимательского субъекта, что позволило определить его влияние на достижение творческого максимума (синергии) в организации. Синергия находит свое воплощение в объединении и сплоченности всех сотрудников предпринимательского субъекта, а созидательная энергия, образующаяся при этом, позволяет совершить скачок, а иногда и прорыв в разрабатываемом направлении. При этом предпринимательский субъект получает конкурентные преимущества и оставляет далеко позади своих конкурентов. Сохранить полученные преимущества возможно, если коллектив предпринимательского субъекта – это команда, обладающая творческим подходом и стратегическим мышлением, позволяющим гибко реагировать и легко адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.
предпринимательство
творчество
синергия
креативность
конкурентное преимущество
стратегия развития
1. Шубаева В.Г. Творческий потенциал предпринимательской структуры // Креативная экономика. 2007. Т. 1. № 8. С. 72–80.
2. Секачева Т.В. Управление развитием предпринимательских субъектов в российских условиях // Инновационные процессы и корпоративное управление: материалы III Международной заочной научно-практической конференции (Минск, 1–15 марта 2011 г.). Минск: Белорусский государственный университет, Институт бизнеса и менеджмента технологий, 2011. Ч. II. С. 149–154.
3. Секачева Т.В. Специфика структуры управления предпринимательскими субъектами // Инновационные процессы и корпоративное управление: материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Инновационные процессы и корпоративное управление» (Минск, 15–30 марта 2010 г.). Минск: Белорусский государственный университет, Институт бизнеса и менеджмента технологий, 2010. С. 334–338.
4. Абдокова Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления // Фундаментальные исследования. 2016. № 10–3. С. 581–584.
5. Рагнал Сиил. Креативное предпринимательство поможет найти инновационные подходы к бизнесу / 8 правил креативного предпринимателя [Электронный ресурс]. URL: http://www.startup.org.ua/2016/09/blog-post_10.html (дата обращения: 26.01.2019).
6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. М., 2010. 97 с.
7. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 288 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/352139 (дата обращения: 07.02.2019).
8. Особенности стратегического менеджмента. Пирамида стратегического планирования (По материалам книги Орлов А.И., «Стратегический менеджмент») [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/stmosob.htm (дата обращения: 26.01.2019).

Предпринимательство в обычной жизни ассоциируется, прежде всего, с такими понятиями как «инициатива», «новаторство», «смелость», «динамизм», «упорство», «настойчивость», «целеустремленность», «независимость», «самоуверенность», «энергичность», «предприимчивость». Оно обращает в реальность многие интересные идеи и способствует инновационному развитию и прогрессу во всех сферах экономики. Поэтому творчество предпринимательского субъекта является одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

В основе творчества предпринимательской деятельности лежит закон свободы и необходимости. Именно он определяет степень ответственности предпринимательского субъекта за свою деятельность [1]. Это особенно актуально для организационно-экономических отношений субъектов малого предпринимательства.

Цель исследования заключается в теоретическом исследовании и целостном анализе творческой основы предпринимательской деятельности в процессе функционирования субъектов малого бизнеса в условиях рыночной системы с учетом российского опыта.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на основе теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, дедукции и индукции и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Малый бизнес как вид экономической деятельности является основой хозяйственного творчества, раскрывающей его сущностную основу. Гибкость творческого процесса связана с поиском новых возможностей и постоянной корректировкой целей. Применение новых комбинаций, а также оценка соотношения поставленной цели, средств и результатов творческой деятельности становится основой предпринимательской системы хозяйствования.

Поэтому специфика управления малым предприятием заключается именно в предпринимательском творчестве (рис. 1).

sek1.wmf

Рис. 1. Особенности предпринимательского творчества. Источник: составлено автором

Можно предположить, что самостоятельной творческой задачей для предпринимательского субъекта является формулировка цели. При этом очень важным является процесс вдохновения всех сотрудников предприятия на достижение поставленной цели. В результате происходит превращение из отдельных разрозненных единиц в участников творческого процесса, которые при этом сохраняют свою независимость и заинтересованность в общем результате.

Современный предприниматель – это лидер и инноватор. Поэтому основной уникальной характеристикой современного российского руководителя является способность учиться быстрее своих конкурентов. Инноватика позволит использовать в работе предпринимательского субъекта последние научные тенденции, достижения, новые идеи. Скорость изменений на нашем рынке такова, что если ты чуть-чуть не успеваешь за ними, то автоматически выбываешь из борьбы [2].

Но какими бы талантливыми ни были руководители, как бы эффективно ни работали менеджеры, организация состоит не только из них. Каждый сотрудник должен быть источником творчества и креатива, только в этом случае созданная команда предпринимательского субъекта сможет достигнуть творческого максимума и синергия станет неизбежной. Эффективные сотрудники – сильная сторона любой организации. Чтобы профессионалы захотели работать, их необходимо мотивировать. Это позволит им реализоваться не только как профессионалам, но, прежде всего, реализовать свои человеческие качества и главные жизненные ценности – «Три П» (рис. 2).

sek2.wmf

Рис. 2. Главные жизненные ценности эффективного сотрудника

sek3.wmf

Рис. 3. Формула синергии в предпринимательстве. Источник: составлено автором по материалам [4]

Открывшись для совместного творчества, сотрудники предпринимательского субъекта смогут взаимодействовать, предлагая новые идеи и варианты возможных решений. А поскольку организация – это, прежде всего, система, то синергия будет выгодой, полученной от совместной деятельности всех участников этой системы, а результат от полученной комбинации станет выше, чем сумма ее отдельных участников. Формула синергии 1*1*1 = 111 (рис. 3) [4]. Следовательно, при проектировании законов синергии на коллектив предприятия становится очевидным, что знания, усилия и опыт нескольких сотрудников, при их слаженной, совместной работе, позволят расширить возможности бизнеса. И тогда человеческий потенциал предприятия станет самым главным его конкурентным преимуществом.

Талант и культурный креатив – ключ к успеху любого бизнеса. Основой креативного предпринимательства является творческий подход, в результате которого создаются новые технологии, анализируются и по- новому излагаются привычные знания, создаются новые парадигмы и новые модели бизнеса. Однако существует риск, что креативные и талантливые не станут отличными бизнесменами. Поэтому основой успеха является создание команды, объединяющей все возможные функции – от креатива и инноваций до управления и технологий [5]. Высокотехнологичный бум, ориентированный на эффективность и качество, позволяет находить новые пути решения проблем, стремиться достигнуть совершенства, делая вещи лучше, быстрее и дешевле, улучшает стандарты эффективности [6].

Каждый предприниматель, совмещающий уже известные идеи и создающий на их основе что-то новое, обладает конкурентными преимуществами. Другими словами, он делает что-то по-другому, не так как его конкуренты и аналоги, уникально комбинируя имеющиеся ресурсы. Результатом такой комбинации являются выгоды для потребителя, улучшающие качество его жизни. В этой связи необходимо рассмотреть два аспекта. В первом случае конкурентным преимуществом будет именно предпочтение потребителей, отданное новым товарам и услугам, в ущерб другим аналогичным товарам. Второй аспект напрямую касается деловой сферы предприятия. Отстаивая свои конкурентные преимущества, предпринимательские субъекты стараются реализовать новую расстановку сил на рынке. Партнерские отношения в данном случае и будут новыми синергетическими связями. Таким образом, товары, которым отдают свое предпочтение покупатели, и предприятия, приглашаемые к сотрудничеству, выделяются своей исключительностью, поскольку оказываются лучше и успешнее других и, следовательно, обладают конкурентными преимуществами.

Бизнес-партнерство является важным элементом ведения бизнеса. Немногие предприниматели могут самостоятельно осуществить полный цикл производства и сбыта продукции. В той или иной сфере им требуется сторонняя помощь, и чаще всего небезвозмездная. В этом случае предприниматель, использует деловые контакты как средство достижения своих целей. При нахождении точек соприкосновения и взаимных интересов сторон, возникает так называемая синергия. А усилия двух и более компаний дают гораздо более мощный эффект, чем работа каждой компании в отдельности.

Независимо от выбранного вида деятельности, сотрудничество должно содержать мотивацию на совместную деятельность, на взаимодействие. Партнеры должны зависеть друг от друга в достижении цели и в решении поставленной задачи, но при этом они должны сохранять свою индивидуальность и автономность деятельности. Также деловое партнерство, должно быть направлено на повышение социально-экономического положения статуса каждого партнера.

Особой гранью реализации процесса синергии в работе предприятия можно считать действия законной организации и самоорганизации, позволяющие перейти от неравновесного состояния к упорядоченному [3]. Предпринимательский субъект, как самоорганизующаяся система, стремится преодолеть неустойчивое состояние и направить все имеющиеся ресурсы на повышение финансового благополучия и дальнейший экономический рост. Такое моделирование развития предпринимательской системы определяется как базовые основы существования и управления любым хозяйствующим субъектом в современных российских условиях (рис. 4).

sek4.wmf

Рис. 4. Базовые основы управления предпринимательским субъектом. Источник: составлено автором по материалам [3]

Исходя из положения, которое приведено выше, а именно о том, что предпринимательскую деятельность необходимо трактовать как вид хозяйственного творчества, направленный на поиск оптимальных вариантов достижения поставленных целей, оценкой соотношения затраченных средств и полученных результатов деятельности, логично сделать вывод, что только стратегическое целеполагание может определяться как ресурс эффективного управления предприятием. Стратегически правильно выстроить все бизнес-процессы возможно за счет разработки концептуально новой организационной структуры управления, которая будет охватывать все уровни управления и рабочие процессы хозяйственной деятельности предпринимательского субъекта. Творчество предпринимателя будет заключаться именно в стратегическом целеполагании. При этом его организационной формой будут комплексные целевые планы и мероприятия, а содержательной формой – стратегическое управление.

Модель организационной структуры управления предпринимательским субъектом, основанная на принципах стратегического управления, характеризуется следующими особенностями:

– наличием устойчивой обратной связи между процессами предпринимательской деятельности;

– реализацией не только разработанных планов, но и текущей корректировкой стратегических мероприятий, формированием и мобилизацией ресурсов;

– использованием принципов стратегического планирования и выбора позиции в конкурентной борьбе;

– современной и адекватной реакцией хозяйствующего субъекта на непрогнозируемые быстроразвивающиеся события, а также слабые сигналы из внутренней и внешней среды (примером может служить модель ранжирования стратегических целей и управление слабыми сигналами).

Организационную структуру управления предпринимательским субъектом можно интерпретировать как систему интегрального внутрифирменного планирования [7], обеспечивающую равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия на основе координации стратегических и тактических планов.

В данной системе необходимо учитывать наличие постоянных изменений внутренней и внешней среды. А для того, чтобы предпринимательский субъект мог воздействовать на события как во внешнем, так и во внутреннем окружении, управление должно быть гибким и двойственным, то есть долговременным и оперативным одновременно. Долговременное управление подразумевает долговременную реакцию на изменения и закладывается в стратегические планы, оперативное же управление или, другими словами, оперативная реакция на изменения, непосредственно реализуется в реальном времени. В итоге процесс управления предпринимательским субъектом становится в большей степени упреждающим, чем реактивным [8].

Заключение

Итак, специфика современного предпринимательского субъекта заключается именно в творческом подходе каждого члена команды к выполнению своих управленческих и производственных функций. Формирование творческого потенциала в предпринимательских структурах происходит постоянно. Современные условия таковы, что невозможно разработать единственно правильную стратегию на длительный период, поэтому стратегическое мышление является основой предпринимательской деятельности в современных российских условиях. Кроме того, чем быстрее организация будет реагировать на все изменения, как во внешней, так и во внутренней среде, тем лучше сможет адаптироваться к быстро меняющимся российским условиям. Для этого нужна команда, обладающая творческим подходом к решению поставленных задач и владеющая инструментами стратегического планирования.


Библиографическая ссылка

Секачева Т.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СУБЪЕКТА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 41-45;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=995 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674