Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Нарзуллаев К.С. 1
1 Наманганский инженерно-строительный институт
В настоящей статье освещаются проблемные аспекты привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата. О принятой в Республике Узбекистан «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», которая представляет собой программу развития страны на ближайшие пять лет. Наряду с этим отмечается важность учета интересов иностранных инвестров, чтобы владельцы финансовых ресурсов были уверены в успехе своих вложений. Приводятся теоретические основы привлечения иностранных инвестиций, в том числе инвестиции реальные или прямые, инвестиции портфельные или финансовые, инвестиции в виде среднесрочных и долгосрочных международных кредитов. Указываются региональные аспекты вложения иностанных инвестиций, таких как сельское хозяйство, фермерские хозяйства, заготовка, тарирование и доставка экспортоориентированной плодоовощной продукции на зарубежные рынки, организация выпуска товаров легкой, пищевой и химической промышленности, производство образцов современных энергосберегающих технологий, развития рыбоводства, птицеводства, животноводства и другие сферы. Здесь также освещаются проблемные аспекты привлечения иностранного капитала для региональных органов власти: формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа.
иностранные инвестиции
экономика
инвестор
регион
теоретические основы инвестиций
сферы иностранных инвестиций
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 17 июля 2017 года № УП-5115 – СЗ РУ, 2017 г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://lex.uz/docs (дата обращения: 10.10.2018).
2. Шаймиева К.Р. Актуальные проблемы привлечения инвестиций в Российскую Федерацию // Российское предпринимательство. 2013. № 1 (223). С. 11–16.
3. Девятловский Д.Н. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 7. С. 46–47.
4. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» от 1 августа 2018 г. Официальный сайт национального информационного агентства «УзА» [Электронный ресурс]. URL: http://uza.uz/ru/documents/ (дата обращения: 19.11.2018).
5. Узбекистан и международные организации – официальный сайт МИД Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://mfa.uz/ru/cooperation/international/ (дата обращения: 19.11.2018).
6. Шидов А.Х. Региональные аспекты инновационно – инвестиционного развития: теория и практика анализа инвестиций. СПб.: СПб ГУЭФ, 2000. 158 с.

В настоящее время в условиях нехватки финансовых ресурсов и отставания от современных технологий, перед государствами стоит задача привлечения иностранных инвестиций. В этих целях странами осуществляется работа по привлечению иностранного капитала как на государственном, так и региональном уровнях. Учитывается человеческий фактор и интересы инвестора. Совершенствуются теоретические и правовые основы данной сферы.

Целью настоящей статьи является исследование факторов как государственного, так и регионального уровня, оказывающих влияние на процесс привлечения иностранных инвестиций в регионы страны.

Материалы и методы исследования

Основными материалами и методами исследования являются работы ведущих ученых-экономистов в области привлечения иностранного капитала, законодательные акты Президента Республики Узбекистан, опыт российских предприятий и зарубежных стран в рассматриваемой сфере. В процессе исследования использовались такие методы познания, как системный анализ, метод декомпозиции, методы классификации и группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

В Республике Узбекистан осуществляется работа по привлечению иностранных финансовых ресурсов в экономику страны. В частности, Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев своим указом 7 февраля 2017 г. утвердил «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», которая представляет собой программу развития страны на ближайшие пять лет [1].

В данном документе третьим пунктом отмечено «развитие и либерализация экономики» и «...активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата».

Иностранные капиталовложения жизненно важны для достижения таких целей, как выход из кризисного состояния, начальный подъем экономики региона.

Однако местные интересы не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов.

Инвесторы, вне зависимости от характера и формы инвестиций, ставят ключевой целью инвестирования возврат собственных вложений, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Под натуральной формой в данном случае понимается возврат инвестиций в качестве реального объема продукта. Стоимостное выражение представляет собой различные формы кредитно-денежных форм и отношений [2].

Поэтому, необходимо учесть их интересы. Владельцы финансовых ресурсов были уверены в успехе своих вложений. При этом неоходимо направлять их действия на решения экономичеких проблем ради которого они были привлечены.

По научному определению, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.

narz1.tif

Рис. 1. Виды иностранных инвестиций

В настоящее время практикуются следующие виды инвестирования, приведенные на рис. 1:

1. Инвестиции реальные, или прямые, выражаются в виде помещения капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия.

2. Инвестиции портфельные, или финансовые. Финансовые средства расходуются на приобретение иностранных акций, облигаций и ценных бумаг.

3. Инвестиции в виде среднесрочных и долгосрочных международных кредитов и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям [3].

Иностранные инвесторы вкладывают деньги как в производство, ориентированное на внутренний рынок, так и в производство, орентированное на экспорт.

Наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей. Если регион не отличается большим запасом и разнообразием природных ресурсов, нужно сделать ставку на продуктивную – взаимовыгодную работу с инвесторами и создание комфортных условий работы для бизнеса, позволяющих как можно более полно реализовать имеющиеся конкурентные преимущества региона.

В настоящее время в Республике Узбекистан основное и главное для иностранных инвесторов является стабильность в стране и открытая – прозрачная политика главы государства Ш. Мирзиеева, кто одновременно является гарантом защиты интересов вкладчиков капитала как внутреннего, так и внешнего. Он гарантирует иностранным инвесторам защиту от политических и экономических рисков.

В «Указе Президента Республики Узбекистан» Ш. Мирзиеева «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» от 1 августа 2018 г. отмечается, что «имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии должной поддержки со стороны хокимиятов всех уровней инициатив инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия к последовательности государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата» [4].

Согласно данному документу, в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов приняты следующие правовые меры:

− инвестору возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа, полагаясь на законную силу которого использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;

− изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами (инвесторами);

− изъятие земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием, за исключением нужд государства и общества, обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

− разрешается долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет для реализации инвестиционных проектов;

− снижен минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;

− снижен минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями от 600 миллионов – до 400 миллионов сумов;

− снижен размер государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;

− предусмотрены меры привлечения иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса;

− предоставлено право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы – получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан;

− возложена персональная ответственность руководителям комплексов Кабинета министров, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – за эффективную реализацию принятых решений и другие привилегии.

На этом фоне практически все регионы республики нуждаются в реализации инвестиционных проектов, способных улучшить состояние на местах.

На региональном уровне основными направлениями привлечения иностранного капитала на современном этапе экономического развития представляются:

− сельское хозяйство (фермерские хозяйства). В частности, это те сферы где можно внедрить новые методы возделывания земли для повышения плодородия и эффективного использования с поэтапным отказом от устаревших методов сева хлопчатника и других сельскохозяйственных культур;

− организация производства товаров легкой, пищевой промышленности, полиграфии, медицинской техники. Наряду с инстранным капиталом активное привлечение внутреннего частного капитала и их симбиоз может ускорить экономический рост данных сфер;

− организация производства полиэтиленовых пакетов и пленки. На потребительском рынке наблюдается повышенный спрос на эту продукцию;

− производство современных энергосберегающих технологий, начиная от люминицентных ламп до «LED» технологий. Здесь также потребность на эти продукции очень высока;

− заготовка, тарирование и доставка на зарубежные рынки экспортоориентированной плодоовощной продукции. Для иностранного инвестора возврат его капитальных вложений при реализации данного вида проекта можно гарантировать в максимально короткие сроки и в долларах США;

− развитие рыбоводства, птицеводства, животноводства. Ликвидность данных видов продукций очень высока. Если же внедрить в эти сферы высокоэффективные инновационные технологии, то можно говорить и о низкой себестоимости конечной (готовой) продукции. При этом в данной сфере можно орагнизовать безотходное и завершенное производство;

− строительство современных тепличных комплексов. Организация лимонариев и тутовых плантаций. Возможность обеспечения местного населения свежими овощами и фруктами круглый год, а также организация их экспорта на страны ближнего зарубежья;

− развитие семеноводства картофеля. Данная сфера для Республики Узбекистан и для стран Центральной Азии является очень актуальной и реализация проектов этой новой отрасли представляется довольно перспективной;

− учет и совершенствование поставок электроэнергии, природного газа и питьевой воды. Производство счетчиков и средств транспортировки энерго- и питьевых ресурсов. Приоритетным направлением явлется их автоматизация. В данной сфере имеется возможность организации сети поставок сжижженного газа и последующее обслуживание. При благоприятной реализации данного проекта и достижении согласия правительств соседних стран, организация на их территории аналогичного проекта – включительно от поставок газового баллона до газового оборудования;

− строительство лечебно-санаторно-туристических комплексов. Одновременно лечение и ознакомление с достопримечательностями региона;

− строительство и последующая совместная эксплуатация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация отмеченных выше направлений позволит создать не только рабочие места но и снять экономическую напряженность и, конечно же экономить занчительные финансово-материальные ресурсы.

Кроме того, притоку в регион частного местного и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.

narz2.tif

Рис. 2. Основные направления деятельности региональных администраций в инвестиционной деятельности

В развитых странах практикуются следующие направления деятельности местных органов власти и управление, представлены в рис. 2, в отмеченной сфере:

1. Правовой аспект. Показать перед вкладчиками готовность гарантировать права и свободы человека.

2. Коррупционный аспект. Защита инвестиций от коррупционной деятельности местных чиновников.

3. Гарантия прозрачной деятельности органов государственной власти и управления по работе с инвесторами.

4. Создать эффективную систему финансового обслуживания на основе использования современных технологий.

5. Создать информационный центр содействия инвестициям (внешним и внутренним) с формированием банка предложений по объектам инвестирования.

6. Разработка презентаций и проектов по дальнейшему развитию региона для иностранных инвесторов.

7. Работа с зарубежными дипломатическими, торгово-экономическими и финансовыми представительствами. По данными МИД Республики Узбекистан, в настоящее время в стране аккредитованы 45 посольств, 1 торговое представительство, 10 представительств международных организаций, 11 правительственных и межправительственных организаций, 6 представительств международных финансовых организаций, 6 офисов почетных консулов [5]. Привлечение возможностей данных организаций в намеченный инвестиционный процесс расширит масштабы охвата инвестиционной деятельности в странах, где они зарегистрированы.

Заключение

Таким образом, эффективную инвестиционную политику необходимо разработать исходя из специфики региона с учетом отмеченных выше проблем, препятствующих иностраным капиталовложениям в регионе и, в частности, в Ферганской долине.

В ходе разработки мероприятий необходимо обеспечить открытость и доступность руководителей органов государственной власти и управления, информационных служб, официальных веб-сайтов, доступность предоставления информации при помощи технических средств, стендов и прочих важных для инвестора вопросов [6].

Формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.

Здесь также должна вестись информационная работа на таком важном для региона вопросе, как борьба с религиозным фундаментализмом и терроризмом.


Библиографическая ссылка

Нарзуллаев К.С. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 16-20;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=985 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674