Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ

Резник Г.А. 1 Булюкина К.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Актуальность проблемы повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления вытекает из того, что на современном этапе развития экономики в управлении территорией сформировались качественно новые задачи, для решения которых представляется целесообразным и необходимым применение различных инструментов маркетинга. В статье приведены результаты анализа проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления по основным его направлениям. Приведены основные критерии, по которым выполнена оценка эффективности взаимодействия (уровень миграции населения, своевременность рассмотрения обращений населения к органам местного самоуправления, приток инвестиций в район, удовлетворенность населения качеством дорог, транспортным обслуживанием, качеством организации теплоснабжения, электроснабжением и т.д., поддержка малого и среднего бизнеса). Показана эффективность применения инструментов маркетинга органами местного самоуправления. Представлены результаты оценки уровня удовлетворенности работой органов местного самоуправления с позиции взаимодействия с населением.
маркетинг взаимодействия
органы местного самоуправления
эффективность взаимодействия
инструменты маркетинга
1. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Устойчивое развитие – важнейший приоритет социально-экономической политики региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2015. – № 1. – С.33 – 42.
2. Павлова Н.Ю. Применение маркетинговых инструментов в развитии территорий // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – №17. – С. 103–110.
3. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Науковедение. – 2016. – № 6. – С. 82.
4. Резник Г.А., Волокушин Д.В. Эволюция социальной ответственности в теориях стратегического управления // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 3 (33). – С. 58–66.
5. Резник Г.А., Коробкова Н.А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и методологические подходы к исследованию // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 7 (36). – С. 153–156.
6. Резник Г.А., Коробкова Н.А. Подходы к классификации потребителей в маркетинге территории // XIII международная научно-практическая конференция «Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сборник трудов РИНЦ. – Пенза: РИО ПГСХА, 2016.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/population/ (дата обращения 29.05.2017).

В период глобализации и информатизации экономики, новых технологических, политических и финансовых реалий органам местного самоуправления приходится постоянно адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям, в связи с чем, муниципальный район следует рассматривать с позиции многофункциональной и многоаспектной системы.

Выбор принципов работы органами местной власти на современном этапе опирается на качественно новые задачи в управлении территорией.

Основной задачей органов власти выступает оказание общественных услуг, а основные их действия направлены на обеспечение жизнедеятельности и создание достойных условий для повышения уровня жизни, а также социального и экономического развития региона.

Учитывая специфику ресурсов территории, выявив возможный спектр интересов их собственников и возможности их адаптации к рыночным условиям, органы власти должны применять маркетинговый подход, который в современных условиях конкуренции направлен на достижение максимального привлечения потребителей к предлагаемой услуге или товару. Использование классической маркетинговой концепции в условиях глобализации достаточно перспективно, особенно, если учесть положительный опыт территорий, городов не только за рубежом, но и в самой России [2].

Таким образом, проявляется двойственная природа маркетинга, где с одной стороны маркетинг выступает как практическая область применения особых знаний и навыков, например, организация продаж и сервисного обслуживания, а также другие операции и действия, а с другой – управленческая функция, которая подразумевает исследование рынка и его анализ, разработку деловых стратегий развития.

В настоящее время процессы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления не имеют четко отлаженной системы. В то же время именно на местном уровне происходит тесное взаимодействие общества и государства. Поэтому для повышения качества данного взаимодействия особенно важно на современном этапе развития максимально эффективно применять различные инструменты маркетинга [6].

Основными критериями, по которым можно оценить эффективность взаимодействия являются:

• уровень миграции населения;

• своевременность рассмотрения обращений населения к органам местного самоуправления;

• приток инвестиций в район;

• удовлетворенность населения качеством дорог, транспортным обслуживанием, качеством организации теплоснабжения, электроснабжением и т.д.;

• поддержка малого и среднего бизнеса.

Анализируя эффективность использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия необходимо проследить динамику изменений ряда показателей за последние годы, происходящих во взаимодействии органов местного самоуправления с субъектами управления.

Нижнеломовский район один из самых густонаселенных районов Пензенской области. Численность населения Нижнеломовского 01 января 2016 года составляет 38806 человек, в том числе городского 21329 человек (54,9 %), сельского 17477 человек (45,1 %). Плотность населения по району составляет 22,8 человека на 1 кв. км. [7].

Анализ показал, что демографическая ситуация в районе характеризуется снижением численности населения, основными причинами которого выступают низкая рождаемость и высокий уровень смертности анализ показателей, характеризующих демографическую ситуацию, за период с 2014 по 2016 годы показывает, снижение естественной убыли населения на 18,8 %.

Анализируя демографическую ситуацию в районе, следует уделить внимание и процессу миграции населения. Так, уровень миграции в Нижнеломовском районе свидетельствует о недостаточной привлекательности района для жизни и работы. В последние годы наблюдается рост миграции трудоспособного населения, что негативно сказывается на других приоритетных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Причём исследования в этой области показывают, что большая доля выбывающих – высококвалифицированные специалисты молодого возраста (табл. 2).

Таблица 1

«Основные демографические показатели по Нижнеломовскому району»

Число прибывших, человек

Число выбывших, человек

Миграционный прирост, человек

2014

2015

2016

2014

2015

2016

2014

2015

2016

630

812

679

1069

1104

1085

-439

-292

-406

Таблица 2

Миграционное движение населения

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность постоянного населения на начало года

39737

39252

38806

Из общей численности населения в возрасте:

     

моложе трудоспособного

5986

5970

5986

трудоспособном

22027

21379

20760

старше трудоспособного

11724

11903

12060

Плотность населения на 1 кв. км

22,4

22,1

22,8

Число родившихся, всего

359

357

406

Число умерших, всего

749

729

655

Естественный прирост (убыль), всего

-392

-372

-259

Анализ уровня миграции в Нижнеломовском районе за период с 2014 г. по 2016 г. показал, что он достаточно высок и требует принятия определенных мер [3]:.

Одной из приоритетных важнейших проблем, требующей решения органами местного самоуправления во взаимодействии с субъектами управления является отток населения в трудоспособном возрасте в другие регионы. Для ее решения применяется ряд мер [1]:

• стимулирование развития гибких форм занятости населения, в том числе не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

• внедрение в повседневную практику управления безопасностью работников на производстве механизмов управления профессиональными рисками;

• совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан;

• стимулирование трудовой мобильности населения через использование трудового потенциала работников старшего возраста, интеграцию в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, родителей, имеющих малолетних детей, в том числе за счет развития гибких форм занятости;

• повышение качества рабочих мест, легализацию занятости и доходов населения, усиление мер контроля и надзора за нарушением трудового законодательства;

• развитие программ профессиональной ориентации молодежи, направленных на повышение престижа рабочих профессий и стимулирование роста профессионализма работников;

• ориентация школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, а также к занятию предпринимательской деятельностью;

• расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место.

Реализация данных мероприятий позволяет осуществлять поэтапное сокращение доли работающих, условия труда которых не отвечают гигиеническим нормативам, и привлекать тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированных специалистов.

Одной из ведущих отраслей экономики Нижнеломовского района является сельское хозяйство, которое обеспечивает не только продовольственную безопасность, но и определяет социальную атмосферу района, а также уровень жизни более 45 % населения района.

Главными задачами отрасли сельского хозяйства в настоящее время являются:

• увеличение объема производства продукции;

• увеличение численности работающих за счет создания малых форм хозяйствования, активизации самозанятости населения, привлечения в район инвестиций;

• объем производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в 2016 году составил – 21740 тыс. рублей, что на 43 % больше чем в 2015 году. Объем реализации товарной продукции, выполненных работ и услуг по крупным и средним сельхозпредприятиям за 2016 год составил 1013820 тыс. рублей, что в 1,93 раза выше уровня 2015 года.

Таблица 3

«Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (млн. руб.)»

Наименование показателя

2014

2015

2016

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

1555,6

1234,6

1678,2

В т.ч.

     

растениеводство

902,3

753,2

973,4

животноводство

653,3

481,4

704,8

Сельскохозяйственные организации

613,7

487,0

1013,8

Хозяйства населения

875,8

695,1

596,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства

66,2

52,5

67,7

Следует отметить, что в районе созданы условия для развития сельского хозяйства. Продолжается работа по развитию сельскохозяйственной кооперации и развитию предпринимательства.

Перспективы развития Нижнеломовского района непосредственно связаны с развитием предпринимательства, так за период с 2005 года по 2016 год число субъектов малого и среднего предпринимательства возросло в 17 раз.

В районе на 01.01.2017 года в районе зарегистрировано 1322 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 среднее предприятие и 1321 субъект малого бизнеса (237 малых предприятий включая микро-предприятия, 1024 индивидуальных предпринимателей и 60 крестьянских фермерских хозяйств).

Нижнеломовский район обладает относительно высокой инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность района определяется промышленным потенциалом и развитым агропромышленным комплексом.

Объем инвестиций в основной капитал в Нижнеломовском районе продолжает расти, за период с 2005 года по 2015 год увеличился в 17,7 раз, на протяжении трех последних лет, с 2014 по 2016 год объем инвестиций увеличился в 3 раза.

В 2017 году на развитие экономики района направлено 1 миллиард 61 миллион рублей, в 2016 году – 2 миллиарда 105 миллионов рублей, что в 2 раза больше аналогичного периода прошлого года. В 2016 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 3 миллиарда 196 миллионов рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2012 годом. В 2016 году основная доля инвестиций приходится на ООО «ПензаМолИнвест» – 41 % (1321079 тыс. рублей), 30,9 % (988274 тыс. руб) инвестиций приходится ООО «УК «Русмолко», 14,6 % (465951 тыс. руб) инвестиций – на реконструкцию и модернизацию производства Нижнеломовского ликеро-водочного завода от общего объема инвестиций.

Можно сделать вывод, что инвестиционная политика района направлена на постоянное привлечение инвестиций, поиск новых инвесторов, что обеспечивает бесперебойную работу предприятий и удержание высококвалифицированных специалистов в трудоспособном возрасте [5].

Для оценки эффективности использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие сотрудники органов местного самоуправления.

Респондентам было предложено оценить уровень удовлетворенности работой органов местного самоуправления с позиции взаимодействия с населением. Результаты опроса представлены в табл. 4.

Анализ результатов опроса показал, что 40 % респондентов оценили работу органов местной власти в целом на «8», 20 % опрошенных оценили на «7», 26 % – на «4» и «5» и лишь 14 % опрошенных респондентов на «9» и «10». Работа Совета депутатов была оценена следующим образом: 40 % опрошенных оценили на «7», 27 % – на «8», 20 % респондентов оценили на «6» и 13 % – на «9». Работу главы администрации респонденты на «9» оценило 40 % опрошенных, на «8» оценили 20 % респондентов, на «6» и «10» 26 % опрошенных респондентов, на «4» и «7» 14 % опрошенных. Отсюда следует, что в целом работу органов местного самоуправления можно считать эффективной.

При ответе на вопрос «Своевременно ли рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления обращения (претензии) по предоставлению жилищно-коммунальных услуг?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1): 73 % опрошенных ответили, что все обращения рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления своевременно и 27 % отметили, что обращения практически не поступают.

Таблица 4

Сводные данные по исследованию уровня удовлетворенности работой органов местного самоуправления

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Работа органов местного самоуправления в целом

0

0

0

0

13

13

20

40

7

7

Работа Советов депутатов

0

0

0

0

0

20

40

27

13

0

Работа главы администрации

0

0

0

7

0

13

7

20

40

13

 

rez1.jpg

Рис. 1. Своевременность рассмотрения обращений органами местного самоуправления

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день органы местного самоуправления достаточно эффективно взаимодействуют с населением по средствам приема жалоб и обращений.

На вопрос «Какие приоритетные задачи стоят перед органами местного самоуправления?» были получены следующие ответы (рис. 2): 29 % опрошенных респондентов ответили, что наиболее приоритетной задачей являются привлечение инвестиций и наиболее полное удовлетворение потребностей населения, 27 % считают, что это обеспечение привлекательных условий труда для персонала.

rez2.jpg

Рис. 2. Приоритетные задачи органов местного самоуправления

25 % респондентов считают, что наиболее приоритетными задачами выступают увеличение числа предприятий и развитие кадрового потенциала и 19 % опрошенных респондентов считают, что совершенствование системы управления, организационной структуры [4].

Из полученных данных вытекает, что главным приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления являются привлечение инвестиций для развития района и удовлетворение потребностей населения, что будет способствовать сокращению миграции населения в трудоспособном возрасте и повысит уровень квалификации рабочих.

На вопрос «Насколько качественно организованно транспортное обслуживание в выбранном населенном пункте?» были получены следующие данные (рис. 3): 47 % респондентов считают организацию транспортного обслуживания достаточно качественной, 33 % – недостаточно качественной, 13 % опрошенных считают, что транспортное обслуживание в населенном пункте некачественное и 7 % затрудняются ответить.

Анализ полученных данных показал, что в целом транспортное облуживание организовано на достаточно высоком уровне, но все же есть недовольство, связанное с возникновением перебоев пассажирских перевозок.

Респондентам было предложено указать способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе. Полученные результаты представлены на рис. 4.

rez3.jpg

Рис. 3. Качество организации транспортного обслуживания в выбранном населенном пункте

rez4.jpg

Рис. 4. Способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе

По мнению опрошенных респондентов наиболее популярными способами повышения качества организации транспортного обслуживания является изменение графика движения транспорта и улучшение технического состояния транспортных средств.

На вопрос «Насколько качественно организованно водоотведение в Вашем муниципальном районе?» были получены следующие ответы (рис. 5): 60 % опрошенных считают, что водоотведение организовано достаточно качественно, 20 % – затрудняются ответить, 13 % респондентов ответили, что водоотведение организованно недостаточно качественно и 7 % – некачественно.

Респондентам было также предложено указать способы повышения качества водоотведения. Полученные результаты представлены на рис. 6.

rez5.jpg

Рис. 5. Качество организации водоотведения

rez6.jpg

Рис. 6. Способы повышения качества водоотведения

Из рис. 6 видно, что наиболее популярными способами повышения качества водоотведения, по мнению экспертов, являются «Налаживание стабильной системы водоотведения (устранение перебоев водоотведения)» и «Соответствие предоставляемых услуг по организации водоотведения установленным нормативам».

Таким образом, анализ динамики статистических данных за последние 3 года, а также анализ результатов экспертного опроса позволил сделать вывод о том, что инструменты маркетинга достаточно эффективно используются в районе и обеспечивают высокий уровень взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления, выступая важным функциональным элементом системы управления на местном уровне.


Библиографическая ссылка

Резник Г.А., Булюкина К.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 70-77;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=956 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674