Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Мокеева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
В современном российском обществе происходят процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности. Сфера культуры и искусства, в том числе система оплаты труда работников отрасли также вынужденно меняются. Реформирование системы оплаты труда работников учреждений культуры и искусства, согласно ряда принятых нормативно-правовых актов на федеральном уровне, должно способствовать увеличению качества предоставленных учреждениями услуг (работ) и развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу высококвалифицированных специалистов. В связи этим особенно важным является процесс правового регулирования трудовых отношений сферы культуры и искусства в условиях реформирования бюджетной сферы в целом. Современная система оплаты труда в качестве основного принципа формирования заработной платы определяет зависимость от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. В статье рассмотрены наиболее важные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный процесс.
реформирование бюджетной сферы
оплата труда ратников культуры
профессиональный стандарт
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 197–ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
3. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190–р О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг. [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 мая 2013 г. N 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
5. Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г. «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
6. Смирнов, А.Н. Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов / А.Н. Смирнов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – №1. – С.5–10.
7. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/.

В современном российском обществе происходят перманентные процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности. Сфера культуры и искусства и система оплаты труда работников отрасли также вынужденно реформируется. В 2015 году в Российской Федерации осуществляли деятельность почти 24 тыс. учреждений культуры. При этом среднесписочная численность работников данных учреждений культуры по сравнению с 2013 годом (670 тыс. человек) сократилась в целом на 96,4 тыс. человек и составила 573,6 тыс. человек.

Система оплаты труда работников культуры, согласно ряда принятых нормативно-правовых актов [1–4], должна обеспечивать соответствие оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). В связи с этим особенно актуальным является изучение правового регулирования данного процесса.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г. в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Рекомендации). В Рекомендациях раскрыта специфика начисления и выплаты заработной платы работников культуры, формируются нормированные задания для соответствующих учреждений.

Типовые отраслевые нормы труда вводятся в целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала. Данный процесс регламентирован приказами Министерства культуры:

– от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках»;

– от 30 декабря 2014 г. № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»;

– от 30 декабря 2015 г. № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа».

К примеру, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804, в целях реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в библиотеках, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

За 2015 год уровень средней заработной платы работников учреждений культуры, установленный региональными «дорожными картами», достигли и превысили 76 регионов. При этом все 85 регионов в 2015 году обеспечили уровень средней заработной платы не ниже уровня 2014 года. [7]

К регионам-лидерам относятся:

1. Свердловская область – 110,7 % к плану на 2015 год (или 93,8 % к средней заработной плате по региону);

2. Приморский край – 109,2 % (или 91,9 %);

3. Владимирская область – 108,3 % (88,4 %);

4. Калининградская область – 107,7 % (87,6 %);

5. Тульская область – 105,3 % (93,4 %).

По Крымскому федеральному округу запланированный на 2015 год уровень средней заработной платы работников учреждений культуры – 18,5 тыс. рублей выполнен в:

Республике Крым – на 107,0 % к плану на 2015 год (или 104,5 % к средней заработной плате по региону);

г. Севастополь – на 111,8 % (или 104,9 %) [7].

В остальных 9 регионах уровень средней заработной платы работников учреждений культуры, предусмотренный региональными «дорожными картами», за 2015 год выполнен на 95,0 % – 99,0 процента:

1. Республика Мордовия – на 96,0 % (или 72,6 % к средней заработной плате по региону);

2. Еврейская автономная область – на 96,7 % (или 72,6 %);

3. Курская область – на 97,2 % (или 73,0 %);

4. Карачаево-Черкесская Республика – на 98,0 % (или 75,7 %);

5. Республика Тыва – на 98,7 % (или 69,3 %) [7].

Отклонение от показателя соотношения, установленного в отраслевой «дорожной карте» (70,3 %), более 5 % у регионов:

Забайкальский край – 105,9 % к плану на 2015 год (или 62,9 % к средней заработной плате по региону);

Красноярский край – 104,1 % (или 63,9 %). [7]

Современная система оплаты труда в качестве основного принципа формирования заработной платы определяет зависимость от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. В связи с этим для учреждений культуры и учреждений образования в области искусств обязательным является применение профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая нужна сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарты разрабатываются как для определенной должности или профессии (музейный хранитель, педагог), так и на виды деятельности, в которые входят отдельные группы родственных должностей и профессий (управление персоналом, СМИ и др.).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в период с 2013–2018 гг. Министерство труда и социальной защиты должно разработать и утвердить около 800 профессиональных стандартов.

Перечень проектов профессиональных стандартов утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.05.2013 № 200. В их числе – стандарты специалистов в области культуры и искусства (таблица).

Профессиональные стандарты в области культуры и искусства

Продюсер в области кинематографии

Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 610н

Специалист по техническим процессам художественной деятельности

Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 611н

Хранитель музейных ценностей

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 537н

Специалист по учету музейных предметов

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 521н

Экскурсовод (гид)

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 539н

 

Профессиональные стандарты являются новой формой определения квалификации работников культуры, и более детализированно описывают разработанные ранее для отрасли культуры «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 122–ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» применение профессиональных стандартов работодателями с 1 июля 2016 г. является обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовых функций.

В целом нужно отметить, что реформирование системы оплаты труда работников учреждений культуры во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» должно осуществляется установленными темпами, что, несомненно, будет способствовать увеличению качества предоставленных учреждениями услуг, а также развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу высококвалифицированных специалистов.


Библиографическая ссылка

Мокеева Е.Ю. СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 60-62;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=954 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674