Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ АИУП ДПС ДЛЯ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ОГИБДД УМВД

Новикова Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Техническая поддержка, обработка и решение заявок пользователей – одно из важнейших направлений работы организации. С этой целью они создают новые организационные структуры, обучают соответствующим образом свой персонал и наделяют его дополнительными полномочиями. Поэтому внедрение систем, предоставляющие возможность управления данными, стало очень актуальным в современном обществе. Это своего рода сервисная структура, разрешающая проблемы пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью внедрения АИУП ДПС в дежурную часть ОГИБДД УМВД. АИУП ДПС создает единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные процессы. Главный эффект использования системы заключается в сокращении времени обмена данными и информацией между отделами завода, что позволит эффективнее расходовать временные ресурсы и повышает оперативность организационно-управленческой работы. В статье подробно рассмотрено обоснование экономической эффективности внедрения системы.
АИУП ДПС
экономическая эффективность
расчет затрат
1. Chusavitina G.N., Zerkina N.N. Cyber extremism preventive measures in training of future teachers : в сборнике: sgem 2015 international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts 2-nd international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. С. 275-280.
2. Большакова О.Н., Чусавитина Г.Н. Применение методики pмi для управления рисками проекта по продвижению интернет-магазина : в сборнике: кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2015. С. 64-68.
3. Назарова О.Б. Теория экономических информационных систем : Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080800.62 - «Прикладная информатика», 080801.65 - «Прикладная информатика (в экономике)». В 2-х частях / Магнитогорск, 2012.
4. Назарова О.Б., Колодкина Е.А. Использование референтной модели процессов для управления качеством телекоммуникационных услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 (33). С. 21.

В рамках исследования в качестве предметной области нами была рассмотрена деятельность дежурной части ОГИБДД УМВД. По результатам предпроектного обследования был выявлен ряд факторов, снижающих эффективность деятельности отдела, которая не была автоматизирована, что может привести к потерям заявок, потере данных, деформации данных, значительному увеличению времени решения заявок граждан, простоям в работе отдела, большой потери документов в случае непредвиденных обстоятельств, большим штрафам. В связи с этим в рамках исследования были выполнены следующие задачи [1]:

– проведено предпроектное обследование деятельности дежурной части ОГИБДД УМВД;

– рассмотрены факторы, снижающие эффективность деятельности дежурной части ОГИБДД УМВД в целом, которые приводят к рискам утери информации, повышению денежных издержек;

– были рассмотрены существующие ИТ-решения, проведен сравнительный анализ по ряду критериев, наиболее важных для деятельности отдела, принято решение о внедрении автоматизированной системы АИУП-ДПС;

– разработан проект по внедрению системы: техническое задание, архитектура системы, руководство пользователя;

– проведен расчет экономической эффективности внедрения данной системы, в результате которого был рассчитан коэффициент рентабельности и срок окупаемости проекта.

Последняя задачи рассмотрена в рамках статьи. В процессе внедрения и адаптации АИС примут участие 7 специалистов [2]. Ниже представлены данные специалистов (должность, ставка, трудозатраты в часах, стоимость оказания услуг в рублях) (рис.1):

novikova4_1.tif

Рис.1. Ресурсы

Так как ОГИБДД УМВД государственная организация, то рассчитывать экономическую эффективность мы не будем. Но, знать, сколько будет стоить эксплуатация системы необходимо, так как деньги выделяются из бюджета.

Эксплуатационные расходы. В состав эксплуатационных затрат на информационную систему входят следующие затраты:

С=Сао+Сто+Син+Сэл+Спр

Введение АИУП-ДПС не повлияет на такие затраты, как амортизационные отчисления (Сао), затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (Син), так как их величины будут неизменными, поэтому при проведении расчетов их опускаем.

Согласно регламентному обслуживанию, обслуживание сервера проходит 2 часа неделю, в месяц — 8 часов.

Сто =((14400/22*8)* 8 часов/месяц) *12 = 7 854 руб./год

Сэл = 150 руб. мес. * кол-во АИС * 12 мес = 150 * 1 * 12 = 1 800 руб./год

Итого получаем:

Эксплуатационные расходы

С = 7854 + 1800 + 7% = 10330 руб./год

Общий состав эксплуатационных затрат представлен в таблице 1.

Таблица 1

Эксплуатационные затраты

№ п/п

Перечень затрат

Стоимость (руб.)

1

Сто

7 854

2

Сэл

1 800

3

Спр

675,8

 

Итого:

10330

Сравнительный анализ до/после внедрения АИС

До внедрения АИУП-ДПС одна заявка доходила до сотрудника технической поддержки от 1 часа до 1 дня, или она терялась. Происходили простои в работе других специалистов от 1 до 2 дней [3].

Сотрудник дежурной части обрабатывает в среднем 50 заявок в день. Следовательно, на обработку одной заявки требуется (рабочее время 720 мин/16 заявок) 15 минут.

Ежемесячная заработная плата сотрудника составляет в среднем 40 000 руб., следовательно, ежедневная равна 5000 руб., а в минуту – 6,94 руб. Отсюда вывод, что заработная плата за одну обработанную заявку 6,94*15) = 104. руб.

После внедрения АИУП-ДПС предполагается выполнение до 100 заявок в день. Заявка будет доходить до сотрудника технической поддержки до 5-10 минут. Заявки не будут потеряны. Простоев с заявками станет меньше.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод, что использование АИУП-ДПС позволит дежурной части ОГИБДД УМВД оперативно реагировать на изменения, позволит увеличить количество обработанных заявок, снизить затраты на обработку заявки в 2,5 раза, уменьшить простои в работе специалистов (табл.2) [4].

Таблица 2

Сравнение потраченного времени на обработку заявки до и после внедрения системы

 

До внедрения

После внедрения

Разница

Кол-во заявок в день (шт)

50

100

50

Время обработки одной заявки (мин)

15

8

7

Затраты на одну обработанную заявку (руб)

104

28,1

75,9

Годовая экономия (ΔЭгод), вызванной АИС, без учета эксплуатационных затрат на АИС, будет равна:

Э= ΔЭгод–П

Рассчитав капитальные и эксплуатационные затраты при внедрении АИУП-ДПС, можно получить годовые приведенные затраты, воспользовавшись формулой:

П=С+Е*К

П = 7 854 + 37 584*8,25% = 10 954 руб./г.

Внутренний экономический эффект найдем по формуле:

Эвнутр= ΔЭзп–П=ΔСзп – 10 954 = 0 – 10 954 = – 10 954 руб.

Величина внутреннего экономического эффекта является недостаточной (даже отрицательной) для оправдания затрат на внедрение АИС. В этом случае внедрение АИС целесообразно, только если есть уверенность в достаточно большом внешнем экономическом эффекте.

Рассмотрим расчет внешнего экономического эффекта.

Данный расчет предполагает определение следующих составляющих:

Эвнешн= ΔА+ΔСсвб–ΔШ

Общая сумма штрафов за год, вызванная потерей заявок, долгими сроками решения инцидентов, равна примерно 40 000 руб. АИС позволит снизить эти потери на 70% в год. Итого ΔШ= 12 000 руб.

Состав статей, по которым рассчитывается экономия на себестоимость продукции за счет АИС, обычно следующий:

ΔСсвб= ΔСк+ ΔСз+ ΔСзппр+ ΔСсзо+ ΔСдок

Для проведения расчетов необходима себестоимость работ, условно принимаем ее за 200 000 руб. Получаем:

ΔСк= 200 000*38% – (38%*200 000 – 10%) = 20 000 руб

ΔСзппр= 200 000*36% – (36%*200 000 – 3%) = 6 000 руб

ΔСпроч = ΔСэ+ΔСсэо+ΔСдок = 26%*200 000 – (26%*200 000 – 1%) = 2000 руб

ΔСсеб= 12*(ΔСк +ΔСзппр+ΔСпроч) = 12*(20 000 + 6 000 + 2 000) = 336 000 руб.

Эвнешн = ΔА + ΔСсеб + ΔШ = 0 + 336 000 + 12 000 =248,72 руб. = 348 000 руб.

ΔЭгод = Эвнешн + Эвнутр= 348 000 – 10 954 = 337 045 руб.

Но так же необходимо учесть затраты на зарплату аналитикам, тестировщикам, руководителю проекта.

Она составляет 204 448 – 93 960 = 110 488

Рассчитав все необходимые показатели можно получить величину годового экономического эффекта: Э = ΔЭгод– П

Э = ΔЭгод – П= 337 045 – 10 954 – 110 488 = 215 602 руб.

Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если Э> 0.

Вспомогательными показателями экономической эффективности являются:

Расчетная прибыльность (рентабельность):

Ер =ΔЭгод /К = 215 602 /93 960=2,29

Срок окупаемости:

Ток = 1/Ер = К/ΔЭгод =1/2,29 = 0,44

Проект окупится через полгода. Основные показатели представлены в таблице 3:

Таблица 3

Основные показатели

Капитальные затраты (К)

93 960 руб

Затраты на З/П команды проекта

110 488 руб

Эксплуатационные затраты (С)

10 330 руб

Годовая экономия (ΔЭгод)

337 045 руб

Рентабельность (Ер)

2,29

Срок окупаемости (Ток)

6 месяцев

Таким образом, годовой экономический эффект (Э) от внедрения АИУП-ДПС дежурную часть ГИБДД УМВД равен 215 602 руб. Срок окупаемости составляет полгода.


Библиографическая ссылка

Новикова Т.Б. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ АИУП ДПС ДЛЯ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ОГИБДД УМВД // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 75-77;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=895 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674